О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Разгадывать судоку, строить гримасы, доводить себя до белого каления – все это придется делать, если хотите натренировать эмоциональный интеллект. В отличие от IQ, который «выдается» при рождении, EQ можно «прокачать».

Эмоциональный интеллект позволяет нам понимать чувства других людей и вызвавшие их причины. Умение весьма полезное, но развито у всех в разной степени. А ситуаций, когда EQ может пригодиться – множество. Доказано, что высокий EQ для лидера важнее, чем IQ. Он позволяет выбрать нужную стратегию переговоров, вовремя сделать предложение, от которого партнер не сможет отказаться. В жизни EQ нужен не меньше, чем в работе. Люди, у которых он развит, испытывают меньше сложностей в общении, не знают проблемы отцов и детей. Есть несколько упражнений на развитие EQ. Они несложные, а некоторые даже способны вызвать улыбку.

Приучитесь осознавать свои эмоции

Время от времени отвечайте на вопрос, что вы сейчас чувствуете. Так вы привыкнете осознавать, что именно чувствуете в данный момент. Начните с базовых, типичных, ярких состояний: гнев, страх, печаль, радость…  Найдите причину, которая вызвала эмоцию. Это несложно. Сделайте следующее: представьте градусник. Обычный термометр, которым измеряют температуру тела. Нормальная температура тела человека – 36,6. Примем эту цифру за нормальную для эмоции, которой вы легко управляете. Соответственно, при «температуре» 37,5 вас начинает «лихорадить». Когда эмоциональный накал достигнет 40С и выше – вы пышете гневом или ликуете от восторга. Вспомните моменты, когда испытывали эмоции разной «температуры», прочувствуйте их.

Отмечайте свое состояние в разное время дня, во время самых обычных занятий: когда читаете, смотрите фильм (отметьте, как меняется состояние во время рекламы), моете посуду. Со временем вы научитесь в каждый момент понимать, что с вами происходит.

Научитесь понимать эмоции других людей

Научились регистрировать и понимать свои эмоции – но это еще не все. Ведь у окружающих тоже есть эмоциональный фон. Наблюдайте. Следите за жестами людей, как они связаны с тем, что человек может чувствовать в этот момент. Свободно раскинулся на стуле или скрестил руки на груди и положил ногу на ногу? Удобно расположился на стуле или примостился на самом краешке? Улыбается или лицо его напряжено? Каждый раз во время общения в головном мозге идет внутренний разговор: «Собеседника обрадовало то, что я сказал, он понемногу начинает доверять и расслабляется. Он подает корпус вперед, заинтересован в том, что я говорю, в меру расслаблен. Можно обсудить сроки сдачи проекта».

Есть интересное и полезное упражнение. Включите какой-нибудь фильм, поставьте звук на минимум и наблюдайте за эмоциями героев. Если вы еще не видели его, постарайтесь предположить, какие эмоции испытывают собеседники. О чем они говорят? Вернитесь к началу эпизода, включите звук, посмотрите заново и проверьте свои предположения. Если фильм знакомый, вы удивитесь, сколько информации мы пропускаем, следя только за речью героев.

Следите за эмоциями близких. В каком настроении они ходят? Заметили, что эмоции накалены или напротив – угнетенные? Предположите, что они чувствуют и спросите, что случилось. Даже если ошибетесь, близкие оценят ваше внимание. Очень важно верно подобрать слова. Не говорите «Ты нервный», «Что злишься?», «Прекрати горевать». Формулируйте высказывание как предположение: «Мне кажется, ты испытываешь…» - с вопросительной интонацией.

Управляйте своими эмоциями

Говорите о том, что чувствуете. Возможно, вы считаете это слабостью. Вы не одиноки, но это не значит, что вы правы. Что вы подумаете о руководителе, который признается подчиненным, что взволнован? Что начальник не должен проявлять слабость? Поздравляем, вы жертва стереотипа. Всегда помните о том, что мы, прежде всего, - люди. И уж потом начальники, папы, мамы и носители прочих социальных ролей. Когда вы сообщаете о том, что чувствуете, вы как будто говорите собеседнику: «Я тебе доверяю и могу открыто сказать о своих эмоциях». Это сближает. Иногда проговорить свою эмоцию – простой способ взять ситуацию в свои руки. Говорите – осознаете – можете управлять. Признавайтесь в своих чувствах хотя бы близким.

Мы постоянно ведем внутренний диалог, так уж устроены. Прислушайтесь, какие слова вы себе говорите? Если после ссоры прошло полдня, а вы до сих пор ходите и прокручиваете разговор в голове, заменяя неудачные ответы на более остроумные, - стоит это прекратить. Вы просто себя накручиваете. Это не приведет ни к чему.

Управляйте своим телом, ведь физическое состояние и эмоции тесно связаны. После часовой тренировки настроение улучшается. Но даже простые движения способны на многое. Сделайте медленный выдох, сожмите-разожмите кулаки, потянитесь, попрыгайте. Подумайте, какие почти незаметные движения вы можете совершать даже при скоплении народа?

Очень полезно гримасничать. Удивлены? Попробуйте. Когда предстоит важный разговор или публичное выступление, мышцы лица очень напряжены. Вам даже может быть неудобно говорить. Подойдите к зеркалу и состройте пару рожиц. Вы почувствуете, как мышцы расслабляются. Это один из способов снять стресс. Вам кажется, что это такая малость – сжать кулаки, и ничем она не поможет. Но печаль в том, что при нормальном эмоциональном фоне не делаем простых движений. А когда эмоции накрывают нас с головой – нам не до дыхания и кулаков. Введите простые движения в привычку – и тогда в самый напряженный момент вы о них не забудете.

А если эти движения в привычку еще не вошли, а сильнейшую эмоцию вы испытываете прямо сейчас? Хорошо, если это бурная радость. А если что-то, что вам хотелось бы прекратить? Думайте. Но не о том, что только что случилось. Подмените одну интеллектуальную деятельность другой: разгадайте судоку, прочитайте аналитическую статью (чем больше цифр, тем лучше). Как это работает? Когда вы испытываете сильную эмоцию, вы не в силах думать. Но когда вы целенаправленно думаете, разгадывая кроссворд, например, то на сильное эмоционирование уже не остается сил.

Научитесь вызывать нужные эмоции специально. Накрутите себя – как делаете после сильной ссоры или неприятного разговора. Ведите внутренний диалог, намеренно себя накручивая. Вытаскивайте из памяти ситуацию за ситуацией, в которых вас раздражали, злили, выводили из себя. Чем хуже – тем лучше. Взъяритесь!

Таким же образом можете вызывать и другие эмоции: страх, печаль, ненависть… Вы, возможно, заметите, что сделать это не так трудно. Куда сложнее вызвать и довести до максимума позитивную эмоцию. Вспоминайте приятные ситуации, когда вы чувствовали себя прекрасно, фрагменты фильмов, сцены из книг, повторяйте фразы, которые вас подбадривают и вдохновляют.

Можете время от времени играть в такую игру. Нарежьте небольшие карточки. На каждой напишите название эмоций. Перемешайте, вытяните случайную карточку и прочувствуйте эмоцию, которая на ней написана. Обратите внимание, что эмоции должны быть как простыми «в исполнении» - радость, гнев, так и более сложными: смущение, ревность.

Учитесь управлять чужими эмоциями

Вызывать в окружающих нужную вам эмоцию вы сможете только тогда, когда прочувствуете ее сами. Но после этого вам ничего больше не придется делать. Дело в том, что эмоции подобны вирусам: мы заражаемся настроением собеседника в той или иной степени. Но высшее мастерство в том, чтобы стимулировать эмоции: вызывать их в собеседнике, а самому при этом ими не испытывать. Без знания «триггеров» этого не сделать, надо знать, где у собеседника «кнопка», нажав на которую вы получите желаемый результат.

У каждого лидера есть «репертуар» эмоций. Подумайте, каких не хватает вам? Какие эмоции формируют ваш стиль? Может быть, вы порой бываете несдержанны? Не хватает терпения объяснять все по десять раз непонятливому сотруднику? Когда в следующий раз окажетесь в такой ситуации, ведите себя не так, как обычно. Объясняйте спокойно, вызовите у себя радость (хот я бы потому, что с каждым объяснением вы все ближе к тому, что до сотрудника дойдет ваша информация). А может быть вы, напротив, проповедуете спокойный стиль и не позволяете себе повысить голос на подчиненных? Все зависит от ситуации. Не ограничивайте себя. Прочувствуйте момент. Может, кто-то только и ждет, чтобы на него хорошенько наорали? Для некоторых людей это действенный стимул! Самое главное здесь – понимать, ради чего вы это делаете, и осознавать целесообразность ваших действий.