О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Наблюдая второе десятилетие, развитие российского бизнес-тренинга всё время ловлю себя на том, что задаю себе вопросы:

- почему мы не можем договориться и создать ассоциацию?

- почему только в России психологи заполонили рынок бизнес-тренинга?

- почему американцы считают, что «Психолог – плохой тренер»?

- почему бизнес обвиняет тренеров в теоретическом подходе?

- почему HRы говорят одно, а делают другое?

- почему в России слово РЕМЕСЛО объявлено вне закона?

- почему рынок панически боится прописания стандартов профессии?

- почему тренеры не уважают слово ТЕХНОЛОГИЯ?

- почему, почему, почему???

СТИКЕР 1. С чего бы начать? Наверное, с самого дальнего края. Итак, в 2007 году Россия стала одной из стран, в которых проводили международное исследование ценностей населения3. Основные исследования велись вокруг четырёх основных ценностей:

- Открытость изменениям (сюда входят такие ценности, как самостоятельность, риск и новизна, гедонизм).

- Сохранение (безопасность, порядок и правила, традиции).

- Забота (благожелательность и универсализм, который подразумевает ценности равенства, толерантности, защиты природной среды).

- Самоутверждение (достижения, власть и богатство).

Само исследование очень интересно и, безусловно, гораздо глубже того, что нам понадобится далее. Выводы значимые для нас: РОССИЯНЕ ОЧЕНЬ ЦЕНЯТ БЕЗОПАСНОСТЬ

Нам, больше чем европейцам свойственна осторожность (или даже страх), мы хотим, чтобы нас защищали. Наши сограждане - люди в основном «зажатые», тревожные, рассчитывающие на опеку властей, ценящие порядок выше свободы. РОССИЯНЕ ОЧЕНЬ ЦЕНЯТ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

Населению России свойственны почти максимальная в Европе ориентация на Самоутверждение (достижения, социальное признание, власть) и очень низкая значимость Заботы (внимания к другим, альтруизма, толерантности). Россияне, в основном, считают, что добиться желаемого можно лишь в жесткой конкуренции, когда выигрыш одних непременно означает проигрыш других. (!!!)

Много интересного можно извлечь. Например, что Соборность и особый Коллективизм – всего лишь миф и самообман… Что, Европа и Америка давно перекрыли нас по особой духовности, единению и взаимопомощи, которые мы себе приписываем совершенно не заслуженно…

Мы страна, объедающаяся и сочащаяся жиром от нефтяных и газовых денег, пытающаяся заработать уважение за счёт унижения и попытки диктовать условия западному миру, и ни разу не принявшая  участия в благотворительных марафонах, какая бы трагедия в мире не была. Мы отдали Свободу, за пенсию, Братство за равенство в низости…

Но тема данного размышления другая – рынок бизнес-тренинга. Возможно, это одна из причин, почему до сих пор нет нормальной Ассоциации бизнес-тренинга, ни на уровне тренеров, ни на уровне компаний. Мы никак не можем договориться. На уровне слов хотим, но не на уровне дел. Всё, что создано до сих пор квази ассоциации. Реально, это «кормушки» одного игрока. Мало населённые и совершенно не решающие актуальные вопросы рынка и профессии.
Возможно именно в этом часть причин, по которым тренер мало мальски проводящий пару тренингов совершенно не хочет учиться. Он уже звезда! Просто нам хочется выиграть так, чтобы обязательно проиграли окружающие?

Вы не замечали, что в России не легко внедрять в сознание бизнеса подход к переговорам «Выиграл – выиграл4»? На уровне слов большинство соглашаются сразу (хотя бывает по разному). Но как только начинаешь играть в переговоры, так сразу участники тренинга делают попытки «переиграть» вторую сторону. «Опустить» её, не искать договорённостей, не искать совпадения интересов, а просто «запинать» «оппонента» (не «партнёра» (!) по переговорам).

Возможно, это так же и одна из причин, почему нет стандартов профессии. Нам просто невозможно договориться.

Значит, нам сознательно надо учиться подходу «Выиграл-выиграл». Значит надо специально делать усилия, чтобы договариваться. Иначе, государство сделает это за нас. Попытки на уровне правительства Москвы уже неоднократно делались. Вот тогда точно, будет полный крах только-только нарождающегося рынка.

Во всех примерах есть и другие причины. Какие-то мы рассматривать в данном «исследовании» не станем. Но здесь, практически на поверхности,  лежит выход на другой уровень обобщения и новые ответы. Но это наши следующие стикеры.

1. Самоклеящаяся бумага для записей, например «Post It» от «3М».

2. «Идиот» - с греч. – свой, свояк, частное лицо, ничем не ангажированное, никем не уполномоченное.

3. S. Schwartz «Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations». In: «Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey». Sage, 2007. В России это исследование проводит Институт сравнительных социальных исследований.

4. Одна из переговорных стратегий«WIN – WIN» описанных Роджером Фишером и  Уилльямом Юри. «Путь к согласию или переговоры без поражения».

Юрий Сырцов