О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Российский рынок ИТ ждут кардинальные изменения. Если верить цифрам, он восстановился после кризиса. Игроки утверждают, что задачи на ближайшее время - усложняя оборудование, значительно упрощать работу с ним. И заглядывать даже не в завтра, а в послезавтра.

Одна из главных тенденций развития ИТ-рынка ближайших лет определяется демографией: на смену поколению X приходит поколение Y. Работников станет не просто меньше – их запросы и ценности будут сильно отличаться от привычных сегодняшнему бизнесу. А значит, и ИТ-системы изменятся. Вероятнее всего, они многое позаимствуют из популярных сегодня социальных сетей. Эти и другие темы обсуждались на прошедшем в Москве шестом ежегодном Microsoft Dynamics AX Forum 2012.

Отечественный рынок ИТ восстановился после кризиса – по крайней мере, об этом говорят цифры. Под данным IDC, в 2009 году из-за неблагоприятных экономических условий он просел сразу на 36% – с 25 млрд долл. (2008 г.) до 16 млрд долл., но уже в 2010 г. начался активный подъем. И по итогам прошлого года сектор наверстал падение и превысил объем, достигнутый в 2008 г.

Российскому рынку присущи те же тенденции, что и глобальному, их, выступая на конференции, перечислил Николай Прянишников, президент Microsoft Russia. “Во-первых, это приход облачных технологий, они уже стали реальностью. Во-вторых, это лавинообразный рост данных, в результате которого компании, с одной стороны, становятся “умнее”, а с другой – им приходится учиться отвечать совершенно новым требованиям. В-третьих, это появление и развитие социальных вычислений, приложений, запускаемых прямо в браузерах. В-четвертых, растет экосистема устройств, и появляется тенденция к использованию личных устройств сотрудников (планшетов, смартфонов и т.д.) на работе. В-пятых, это возможность подключения к интернету и корпоративным ресурсам в любой точке. И, в-шестых, это использование естественного интерфейса – он должен быть интуитивно понятным, а долгое обучение работе с компьютером и его приложениями должно уйти в прошлое”, – сказал глава российского подразделения Microsoft. Кроме того, г-н Прянишников обратил внимание собравшихся на еще одну важную особенность – производительность труда в России сегодня в 4 раза ниже, чем в США. “Это очень печальные цифры, но они же означают, что есть, куда расти”, – заключил он.

Привязка к нефтяным ценам – это не единственное отличительное свойство российского ИТ-рынка. Другие особенности описал в своем выступлении Илья Пантелеев, генеральный директор компаний “АНД Проджект” и TopS BI. “Во-первых, клиент становится все более избирательным и требовательным, – сказал Пантелеев. – Во-вторых, в условиях низкой финансовой ликвидности дополнительно усиливается конкуренция за каждого клиента. В-третьих, финансирование компаний осуществляется в основном за счет доходов от текущих операций. И, в-четвертых, борьба за каждого нового клиента и повышение лояльности текущих заказчиков являются теперь главным залогом оперативного денежного потока”.

Первым делом – аппараты

Но не стоит расслабляться раньше времени, рост не обещает быть устойчивым: мировую финансовую систему продолжает трясти, достаточно вспомнить непрекращающуюся историю с предполагаемым дефолтом в Греции. Наконец, еще одна важная особенность отечественного ИТ-сектора – его обороты очень точно коррелируют с динамикой мировых цен на нефть.

Еще одна особенность отечественного рынка – преобладание закупок аппаратного обеспечения. Так, согласно оценкам IDC, на мировом рынке ИТ на АО приходится 42-45% всех расходов, на ПО – 18-20%, на услуги – 40-35%. И эта тенденция сохраняется на протяжении примерно 5 лет. В России соотношение заметно отличается: на закупки оборудования уходит более 70% всех затрат, на ПО – всего 10%, на услуги – 20%. “Такая диспропорция вызвана в первую очередь еще недостаточной зрелостью рынка, – прокомментировал ситуацию Илья Пантелеев. – Вторая причина – консервативность или ресурсоемкость драйверов ИТ-индустрии. Это или госсектор, или банки и телеком, которые заняты строительством персональных и коммерческих ЦОДов”.

“Коренного быстрого изменения в сложившейся структуре потребления не произойдет, спрос на оборудование и строительство ЦОДов будет продолжаться. Тенденция снижения доли оборудования и роста объема услуг станет явно выраженной только к 2015 году”, – добавил Илья Пантелеев.

По оценке специалистов “АНД Проджект”, ближайшие 5 лет в России будут отмечены взрывным ростом “облачной” составляющей, что сравнимо с прогнозом объема продаж данного сегмента к объемам продаж серверов. Следующая тенденция, характерная для не слишком отдаленного будущего, – активный рост внедрений CRM-приложений совместно с другими “коммуникационными” решениями – телефонией, контакт-центрами, порталами. Далее идут рост спроса на задачи управления цепочками поставок, складской логистикой, на порталы удаленного доступа (для дистрибуции и ритейла) и задачи управления производством и ТОиР, комплексные ERP-решения (для промышленных предприятий и производственных холдингов). Уровень производительности в разрезе этих бизнес-процессов по-прежнему существенно ниже показателей предприятий из конкурирующих на мировом и российском рынке высокоразвитых экономик.

Алексей Курочкин, директор департамента ERP-систем “АНД Проджект”, отметил следующие тенденции, присущие отечественному рынку: “Сегодня растет доля малых и средних проектов. Одновременно конкуренция смещается в область комплексных решений, а не отдельных продуктов. Как результат – происходит рост спроса на специализированные решения для используемой ERP”. Хорошим вариантом ответа на запросы специалист “АНД Проджект” видит создание комплексных решений в кооперации с другими практиками и продуктами. В частности, весьма привлекательной выглядит конструкция из связки Microsoft Dynamics АХ и Microsoft SharePoint. В данном случае, по словам Курочкина, SharePoint берет на себя функции электронного документооборота, архива документов и корпоративного портала. Еще один вариант – комбинация Dynamics АХ и Microsoft CRM. На этот раз второй элемент “отвечает” за управление взаимоотношения с покупателями. В обоих случаях пользователь в результате получает заметную экономию на лицензии и простоту в интеграции.

Поколение X против Y

Еще одна характеристика рынка, которую отметил Илья Пантелеев, – рост потребности в HR-решениях, системах дистанционного обучения, порталах внутренних коммуникаций, внутренних социальных сетей. И это отражает важную тенденцию, обсуждению которой посвятили много времени участники Microsoft Dynamics AX Forum 2012. Кадровая политика компаний сегодня уже начинает ощущать серьезное влияние перемен, которые происходят с демографией в нашем государстве. Тенденция заключается в том, что мы спускаемся на дно демографической ямы и будем находиться там около 15 лет. Как следствие, количество молодых специалистов начнет уменьшаться. Наконец, на смену нынешнему поколению приходит новое, место “поколения Х” занимает “поколение Y”. И последние приносят в корпоративный мир свои ценности, привычки и требования.

“Я бы выделил два главных отличия нового поколения: в первую очередь, их вдвое меньше, потому что в 90-е сильно упала рождаемость, – описал свое видение выступавший на форумеГригорий Финкельштейн из компании “ЭКОПСИ Консалтинг”, специализирующейся на HR-консалтинге. – И это первое поколение, которое никогда не было “октябрятами”, то есть, они не состояли поголовно в идеологических массовых организациях и больше ценят личную свободу”.

К “поколению X” условно относят людей, родившихся между 1963 и 1984 гг.. Именно под них сегодня выстраивается корпоративная культура и задаются корпоративные ценности, на основе этого поколения формируется лидерский состав компаний. Объединяющие ценности “иксов”– это, в первую очередь, социальность (“отношения имеют значения”) и ответственность (“взял и понес”). Последнее свойство нередко имеет такое негативное следствие, как хроническая усталость у целых трудовых коллективов.

К “игрекам” относят людей, родившихся между 1984 и 2000 гг., и их типаж – это, как говорят в Одессе, “совсем другой коленкор”. Во-первых, это люди, уже выросшие вместе с новыми технологиями, компьютер или электронные гаджеты для них – такая же обыденность и часть повседневной жизни, как наручные часы для “иксов”. Они совершенно не понимают, как можно получать электронную почту исключительно на стационарный компьютер – ведь вокруг так много мобильных устройств. Во-вторых, как уже говорилось, это поколение гораздо больше ценит личную свободу. Илья Пантелеев так определил объединяющие признаки “поколения Y”: амбициозность, “легкость на подъем” – в том числе и в смене работы; “утилитарное” отношение к обучению – им нужно только то, что нужно сейчас; индивидуализм; они не любят строить планы на будущее и, наконец, их основные интересы лежат вне работы.

В такой ситуации неизбежны изменения в корпоративной среде. “Необходима дополнительная адаптация под корпоративную культуру компании и/или адаптация культуры под изменившиеся требования”, – заметил Илья Пантелеев.

По заключению участников форума, демография окажет следующее влияние на ИТ: к HR-системам будут предъявлены новые требования, в том числе, они должны будут содержать программы развития и удержания. Но главное – “игрекам” нужно погрузиться в привычную им среду “фейсбуков” и “вконтактов”, а значит, потребуется развитие порталов внутренних коммуникаций и корпоративных социальных сетей.

Kinect в корпоративных цветах

В контексте меняющихся потребностей бизнеса участники Microsoft Dynamics АХ Forum 2012 много говорили о возможностях работы ERP-систем и специализированных решений на базе Microsoft Dynamics AX.

Выступавший на конференции Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions Russia, отметил два важных требования, которым обязаны соответствовать современные ИТ. “Технологии становятся все сложнее, но управление ими должно быть все проще и проще. Это нужно, в том числе, и для того, чтобы максимально сократить временные расходы на переобучение персонала”. Второе требование – необходимость при внедрении системы думать не о том, какие задачи следует решить сейчас, а о том, что будет послезавтра. “С учетом времени, которое вы затрачиваете на внедрение, получается, что отдача на инвестиции приходит только через 4 года. Но окружение к тому времени сильно изменится, рынок далеко убежит”, – уверен он.

Владимир Водянов подчеркнул, что за последние 10 лет совершен технологический скачок, но есть ощущение, что это только начало большого прорыва. Так как требования бизнеса меняются калейдоскопически, ИТ по развитию должны опережать рынок в целом. Задача Microsoft – способствовать скорейшей реализации бизнес-процессов и при усложнении самих технологий упрощать их использование. Нужно стремиться к тому, чтобы с системой можно было работать интуитивно и эффективно использовать ее в разных архитектурах.

“Вот почему Microsoft много инвестирует в развитие Dynamics АХ, – подытожил Владимир Водянов. – Новый продукт, созданный нашей компанией – революционный. Во-первых, Microsoft Dynamics АХ 2012 позволяет менять организацию компании на ходу. Это необходимое условие сегодняшнего бизнес-окружения. Во-вторых, новая версия гораздо более проста в использовании”. Версия системы Dynamics AX 2012 учитывает все современные тренды, аналитики уже назвали ее мотиватором изменений на предприятиях. С ее помощью можно автоматизировать компании любого масштаба.

Водянов также высказал мнение, что уже в ближайшем будущем весьма популярным в работе с корпоративными приложениями станет такой компьютерный аксессуар как приставка Kinect, поскольку он значительно расширяет возможности интерфейса, одновременно делая его интуитивно понятным. И если будет так, то работа c корпоративной ИТ-системой вскоре может стать таким же простым и интуитивным делом, как управление аккаунтом в привычной соцсети.