О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Емкость рынка корпоративного обучения измеряется миллиардами рублей. Сейчас он освоен лишь на 10%. Специалисты прогнозируют рост спроса и усиление борьбы за учеников.

Емкость рынка корпоративного обучения в 10 раз превышает объем предложения, подсчитали эксперты компании «Малакут – HR-исследования и решения». Спрос и дальше будет расти, предсказывают исследователи. Вопрос в том, кто лучше сможет его удовлетворить – тренинговые компании или бизнес-школы.

По расчетам экспертов «Малакут – HR-исследования и решения», объем рынка корпоративного обучения и развития персонала в этом году достигнет минимум 70 млрд руб., в прошлом он был около 60 млрд руб. Емкость рынка, по консервативному расчету, составила в 2011 г. около 600 млрд руб., что превышает объем предложения более чем в 10 раз. Таким образом, возможности роста очень и очень большие, если, конечно, экономическая ситуация не ухудшится, говорит начальник управления «Малакут – HR-исследования» Наталия Гришакова. По данным исследования Trainings INDEX, которое делает «Малакут», 61% респондентов ожидают рост бюджетов на 30% (с февраля по апрель опрошено 40 крупных и средних компаний). Они планируют увеличить и объем аутсорсинга в среднем на 18,5% в этом году и еще на 15% в 2013 г.

Рынок на подъеме, так что будут появляться все новые форматы, а конкуренция за клиента между тренинговыми компаниями и школами бизнеса будет только увеличиваться, считает и директор по развитию и внешним связям школы бизнеса ИМИСП Дмитрий Павлов.

Крупные тренинговые компании следят за ситуацией и уже наступают.

40 руководителей из кадрового резерва группы компаний «Мечел» в августе прослушали четырехдневную программу MBA Express. Еще одной группе из 20 человек предстоит сделать это в сентябре. Все ее слушатели – менеджеры высшего звена, руководители инженерно-технических служб предприятий группы – основной приоритет кадровой программы компании в этом году, рассказала Светлана Косякова, директор департамента оценки и развития персонала ОАО «Мечел».

«Тренинговые компании обычно делают одно-двухдневный курс, – делится разработчик Express MBA, тренер компании Exect Business Training Олег Самольянов. – Мы разработали пятидневную программу, но “Мечел” попросил сократить ее на день, убрав блок “финансы”, поскольку планирует изучение этой темы в привязке к своему бизнесу. За это время нам нужно дать слушателям понимание комплексности процесса управления и возможность осознать, чего им будет не хватать, если они будут назначены на следующую ступень управления. Этот курс – как набор гиперссылок в сети интернет – дает общее понимание того, какие модели существуют, и поможет при необходимости найти то, что нужно».

Весь кадровый резерв группы «Мечел» разделен по уровням, у каждого из которых своя модель профессионального роста. Резервисты высшего эшелона, кроме MBA Express, прослушают также курсы по лидерству (Максима Ильина из компании MTI), навыкам публичных выступлений (от Александра Гальчина) и курс «Финансы для нефинансовых руководителей» (Ирины Абрамовой из Lerner). Все программы отобраны по итогам конкурса, самая сложная – Express MBA. Бюджет не разглашается.

Создание многодневной программы для руководителей, да еще не бизнес-школой, а тренинговой компанией (Exect Business Training) – явление не частое для сегодняшнего рынка, говорит Екатерина Клестова-Надеева, аналитик «Малакут – HR-исследования». До кризиса таких проектов было достаточно, но потом большее распространение получили одно-двухдневные курсы.

Группа компаний MTI, официальный представитель FranklinCovey в России, ожидает роста спроса на программы по лидерству. Это одно из наиболее популярных направлений развития сотрудников, по данным исследования выборочных показателей систем обучения, проведенного MTI System в начале года (в анонимном онлайн-опросе участвовало более 50 компаний). В 2012 г. обучение по этому направлению запланировали 75% опрошенных компаний (рост за год на 16%), проведение таких программ внешними провайдерами в 2012 г. на 28% больше, чем внутренними силами, рассказала Мила Бырко, генеральный директор компании MTI System (группа компаний MTI). Под этот спрос компания в этом году вывела на рынок новый тренинг, сделанный как практическое руководство по повышению личной эффективности лидера в новых экономических условиях.

«Если говорить об эффективности работы в команде, адаптации новых сотрудников в коллективе, то можно оперировать в терминах коротких тренингов, но когда же речь заходит о лидерстве, формировании нового управленческого состава, то нужны долгосрочные образовательные программы, на которые способны школы бизнеса и корпоративные университеты», – уверена Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Stockholm School of Economics Russia.

Клиенту нужны созданные под его потребности программы, считает руководитель академии «Делойта» в России Ольга Редько. Индивидуальные корпоративные семинары по МСФО – самый популярный продукт и у академии «Делойта» в России сегодня, говорит она. Способность адаптировать программы под практические запросы корпораций является важным преимуществом, соглашается Эндрю Тайлер, руководитель PwC Academy. «Сегодняшние студенты стремятся к получению не теоретических, а практических навыков, а качественным знаниям могут научить только практикующие специалисты», – уверен он.

Многим бизнес-школам непросто соответствовать такому спросу. За исключением 3-5 школ бизнеса большинство просто привлекают к своим программам вузовских преподавателей, у них нет никакой связи с практикой и, по сути, невозможна адаптация программы под заказчика, утверждает Клестова-Надеева. При этом цены на их услуги высокие. Тренинговые и консалтинговые компании более гибкие, другое дело, что создать индивидуальную программу также удается не всем, замечает она. Современную ситуацию на рынке краткосрочного корпоративного обучения эксперт сравнивает с той, что была с подбором персонала в 2009-2010 гг.: кандидатов много, достойных предложений мало.

При поиске тренерской команды Светлана Косякова из «Мечела» рассмотрела около 70 различных предложений и провела огромное количество встреч. «Мечел» интересовался не брендом провайдера, а личностью тренера – он должен обладать как управленческим, так и предпринимательским опытом и уже работать с производственными компаниями. Таких специалистов на рынке мало. «Возможно, не все слушатели курсов получат повышение, но наша цель – рост качества внутрикорпоративного взаимодействия и эффективности принимаемых ими решений, – говорит Косякова. – Через год мы оценим результативность программ по числу кадровых назначений и выполнению их слушателями индивидуальных планов развития».