О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Вы составили бизнес-план и ищете инвесторов. Посмотрите на него глазами человека, который будет принимать решение, вложить ли деньги в ваш проект. По каким параметрам инвесторы оценивают бизнес-планы?

Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне риска. Анализ инвестиционного проекта начинается с рассмотрения характеристик инвестиционной среды (инвестиционного климата).

Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится обследование и проверка истинности всех сведений (due diligence) об объекте инвестиций для подготовки к осуществлению инвестиционного проекта и его финансирования.

1. Общеэкономический анализ инвестиционного проекта

Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов.

В ходе общеэкономического анализа обычно рассматриваются:

  • темпы экономического роста
  • уровень социально-политической стабильности
  • уровень правовой стабильности
  • уровень инфляции
  • стабильность национальной валюты
  • состояние платежного баланса страны
  • уровень процентной ставки за кредит
  • размеры и динамика государственных расходов и инвестиций
  • развитость рыночной инфраструктуры

2. Отраслевой анализ инвестиционного проекта

Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект, должна быть рассмотрена со следующих позиций:

  • темпы и перспективы роста отрасли
  • состояние рынков сбыта
  • уровень конкуренции
  • наличие специальных налоговых режимов и иных элементов государственного регулирования

3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционного проекта

Анализ всех существенных сторон деятельности компании, которая является перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо бизнес-плана, либо технико-экономического обоснования (ТЭО - аналог “ feasibility study ”) и отражает следующие аспекты:

  • история компании
  • правовой статус
  • финансовое состояние
  • состояние контрактов
  • состояние производственной сферы
  • выпускаемая продукция
  • структура управления
  • состояние социальной сферы
  • маркетинговая политика

Полнота проводимого микроэкономического анализа зависит от того, как планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности компании, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием предполагаемых участников проекта.

Анализ самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта, построение финансовой модели и оценку проекта в соответствии с выбранным критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная информация образует основу для составления бизнес-плана.

Наряду с подготовкой бизнес-плана проводится анализ возможных способов привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.) в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования (corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг (андеррайтинга).

Анализ инвестиционного проекта

1. Проверка исходных данных

Информация, используемая в ходе анализа инвестиционного проекта, должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным:

  • объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и т.п.)
  • затраты на производство и реализацию продукции/услуг
  • нормы амортизации
  • ставки процентов за кредит
  • имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта продукцию

2. Маркетинговый анализ

Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ). Последний проводится по следующим этапам:

1) оценка конкуренции и других внешних факторов:

  • степень конкуренции
  • потенциальные источники конкуренции
  • наличие государственного регулирования

2) определение стратегии маркетинга:

  • стратегия сбыта
  • стратегия ценообразования
  • использование рекламы, связи с общественностью (public relations), продвижения товара
  • анализ места размещения компании
  • бюджет маркетинга
  • последующая стратегия маркетинга

3) исследование рынка:

  • поиск и анализ первичной информации
  • оценка реакции рынка

4) прогноз объема продаж:

  • объемы продаж по периодам
  • объемы продаж по продуктам и услугам
  • объемы продаж по группам потребителей
  • доля рынка

Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов по проекту.

3. Анализ организационно-правовой формы

Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в зависимости, прежде всего, от следующих исходных предпосылок:

1. Проект реализуется на базе существующего предприятия - объекта инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования.

2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный капитал оговоренную сумму.

Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).

Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования.

4. Финансовый анализ

Финансовое планирование является составной частью процесса инвестиционного планирования и представляет собой моделирование будущих финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется путем создания и использования финансовой модели и интерпретации результатов расчетов.

Применение финансовой модели позволяет:

  • анализировать и прогнозировать финансовые результаты
  • проводить анализ чувствительности
  • снизить затраты времени и средств на хранение и переработку информации
  • снизить риск человеческой ошибки
  • сократить время на проведение расчетов

Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В своем наиболее полном виде финансовая модель позволяет не только просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с установленными критериями. Некоторые модели включают статистические методы прогнозирования, используемые для построения трендов по основным параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом.

Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов:

  1. Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры вводимой и выводимой информации).
  2. Создание модели.
  3. Пробный запуск и проверка модели.
  4. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам проверки).
  5. Использование модели.

При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как, например,

  • методы ведения бухгалтерского учета
  • порядок начисления амортизации
  • расчеты налоговых платежей
  • график погашения долговых обязательств
  • стратегия формирования запасов и др.

При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация, предположения, формат документов должны быть представлены таким образом, чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты при реализации заданных условий.

Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей, построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса.

Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового планирования деятельности предприятия.

Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей составляются бюджеты денежных средств - прогнозы поступлений и платежей на будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия проводится на основе бюджета денежных средств.

По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели, взаимосвязи между элементами учесть специфичные условия функционирования данного предприятия, реализации проекта.

Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели

*При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному инвестиционному проекту.

** Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих показателей при построении финансовой модели для оценивания инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего предприятия.

5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов

Для сравнения и выбора инвестиционных проектов инвестор обычно использует следующие критерии:

  • чистая приведенная стоимость
  • внутренняя ставка отдачи
  • индекс прибыльности
  • средняя бухгалтерская рентабельность
  • срок окупаемости