О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Как узнать о незнакомом человеке то, о чем он сам, может быть, не догадывается? Вы и о себе можете узнать много интересного, пройдя тест Вартегга. Он основан на незаконченном рисунке и позволяет узнать интересные вещи о самых разных сторонах личности.

С помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга можно узнать о таких сторонах личности, проявляющихся в графических символах, как:

  • самооценка
  • социальные навыки
  • амбиции, активность и способы достижения цели
  • внутренняя устойчивость
  • особенности личных взаимоотношений
  • отношение к страхам
  • чувство безопасности

На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.

О методике Вартегга

Тест Вартегга относится к категории экспрессивно-проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.

Для графолога – это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).

Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.

Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.

Графический тест «Вартегга»

Стимульный материал (сам тест) – это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.

Инструкция к тесту

Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.

Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.

Квадраты Вартегга

1 квадрат

Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.

2 квадрат

Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир – агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.

В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.

3 квадрат

Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.

4 квадрат

Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.

5 квадрат

Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.

6 квадрат

Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.

7 квадрат

Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.

Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.

8 квадрат

Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.


Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.

Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.

Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.


Интрепретации теста Вартегга

Тест выполняла Оксана Федорова, телеведущая, «мисс Вселенная»

1-й квадрат «Цветок любви»

Изображение – типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.

2-й квадрат «Кувшин – грация»

Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.

3-й квадрат «На вершине мира»

движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.

4-й квадрат «Точка притяжения»

Черный квадрат – точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.

5-й квадрат «Шпага»

Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.

6-й квадрат «Дом»

Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.

Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.

7-й квадрат «Дуэт»

Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.

8-й квадрат «Побег от дождя»

В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.

Резюме: Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.

Тест выполняла женщина, 26 лет

Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.

1-й квадрат: мишень. Мотив мишени в первом квадрате – типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг – зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока – и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.

2-й квадрат: мало заполнен. Глаз – страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».

3-й квадрат: нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).

4-й квадрат: продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.

5-й квадрат: коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.

6-й квадрат: область личных отношений. Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), – это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.

7-й квадрат: мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.

8-й квадрат: окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.

Графические особенности: преобладают линии, углы, аркады, узкие, лаконичные формы, много незаполненного пространства, линия тонкая, со слабым нажимом.

Резюме: трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.

Тест выполняла женщина, 31 год

Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.

В 1-ом квадрате (квадрате Эго) – цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.

Интересно, насколько лепестки похожи на формообразование букв в почерке. Такие же глубокие и узкие гирлянды и аркады.

Во 2-ом квадрате (квадрат социальности) чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником.

В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.

3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.

Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.

4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.

5-й квадрат (реализация амбиций и планов). Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страхе продвижения вперед, ступоре в активности.

6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты – мне, я – тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.

7-й квадрат (квадрат сензетивности). Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.

8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).

Резюме: перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.

Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, доминирование 7-й потенции по Одэму, психотип по Юнгу – интровертный этик с сенсорикой.