О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Блогер Стас Кулеш составил дорожную карту для фотографа, только ступившего на путь. Для того, кто хочет, чтобы его работы стали больше, чем просто красивые картинки; для того, кому кажется, будто ему есть, что сказать через фотографию.

Всегда носите с собой камеру

По барабану, как на это будут глядеть окружающие. Бывает идёшь и видишь – кадр, а снять нечем, и полдня потом себя за это коришь. Убеждаешь, мол, повторится, мало ли, не в последний раз тут хожу. Не повторяется.

Поймите меня правильно, не надо заставлять себя фотографировать всё подряд. Нужно, чтобы появился органический рефлекс схожий с выписыванием понравившихся фраз из книги, которую читаешь. Я знаю, некоторые люди подчёркивают любимые предложения карандашиком в процессе чтения. И часто к концу главы уже забывают, что наподчёркивали. Мы привыкли выделять в окружающей действительности места и моменты. Привыкли говорить себе: «О, это надо запомнить»! Осталось связать эту мысль с нажатием кнопки спуска затвора камеры привычкой.

Это, мне кажется, не сильно должно изменить «ритм жизни». Новая привычка сродни решению бегать по утрам. Просто и эффективно.

Дополнительный совет: каждый раз выходя из дома, представляйте, что вы турист и процесс фотографирования станет для вас более естественным. Вы будто здесь проездом, и никогда больше в этим места не вернетесь. Если объектом уличной съёмки стал человек и он заметил – вежливо, жестом или словами спросите, не против ли он. И улыбайтесь, улыбайтесь! Этот универсальный язык понятен даже шимпанзе.

Берегись микро-звёздной болезни

Иными словами свою «гениальность» нужно душить. После короткого периода ознакомления с технической стороной процесса – инструкции по применению к фотоаппарату и википедию в общем случае достаточно – наступает опасный период: очень многие снимки кажутся исключительно хорошими, а «они все» ничего не понимают.

Фотография, как только её автор отжал кнопку на камере, живёт своей жизнью. Она либо хорошая, либо плохая. Мы отставим в сторону технические убожества вроде дефокуса, хоть и они порой очень неплохо работают. Настоящая фотография – «работает». Это видно в общем случае всем, кто обладает хоть каким-то вкусом.

Не надо бояться выбросить карточку, в которой, если вот тут подтянуть, то как бы появится смысл. Моментов чрезвычайно много, не этот, так другой получится поймать. Одна из важнейших, если не самая важная часть навыка фотографа – холодная голова и умение отсеивать брак.

Жёсткая самокритика, само собой, хороша до момента, пока она не приводит к самоуничижению. Основной «месседж» меняться не должен – чтобы фотографировать, нужно фотографировать, и всё получится. Не стоит думать, что большие мастера снимают исключительно шедевры. Это крайне редкое явление. У них из тысячи фотографий, снятых за полный рабочий день, в финальную серию попадает в лучшем случае – одна. Зато какая!

Не слушайте почти никого

Всякая каракулина, созданная неумелыми, но неуёмными руками ребёнка у мамы-папы-бабушки вызывает восторг. Его степень показывает лишь то, насколько эти люди любят ребёнка, и никак не связана с уровнем его «работ». Оттого, очевидно, к реакции родных и близких вряд ли стоит прислушиваться.

Вася из фото-ателье через дорогу скорее всего способен на пальцах объяснить о том, какова связь между диафрагмой и выдержкой, однако вряд ли поможет как-то продвинуться в творческом плане. Чаще всего опасно хотеть делать, как он. Лучше всего выбрать себе большого, настоящего кумира: Роберт Мапплторп, Генри Картье-Брессон, Пинхасов. Общеизвестно, что Кэмерон и Джексон независимо друг от друга когда-то поставили перед собой задачу – создать свои «Звёздные войны». И у них получилось. Внутренняя амбициозность и, что немаловажно, внешняя скромность – очень важное сочетание черт хорошего фотографа. Упомянутый выше Вася из фотоателье скорее всего имеет таковые в обратной пропорции.

Повесьте где-нибудь над столом: «У настоящего фотографа нет времени на ругань в форумах». Ни к чему слушать любителей. Обсуждения на фотосайтах напоминают спорящих детей, которые играют в художников. Шума много – смысла мало. Надо делом заниматься.

Стиль придёт сам

Попытка решить проблему с выбором стиля – пустая трата времени. Люди очень похожи друг на друга физически, химически и биологически, однако, восприятие у всякого разное. Поэтому спустя какое-то время вы с удивлением услышите фразу в духе: «Ну, это по стилю очень похоже на тебя». Вот и всё – у вас появился собственный стиль. Со временем эту фразу вы будете слышать чаще.

Как в случае с болтовнёй на фотофорумах – не нужно обсуждать на каждом углу, что вы хотели сказать своими работами и почему выбрали такой цвет и ракурс – это совершенно неважно, хорошая фотография сама рассказывает историю. В том и магия.

Техника – ничто, знание – всё

Удивительной красоты фотографии получались и сто, и пятьдесят лет назад. Всегда найдётся кто-то, у кого шума в матрице меньше, линзы светлее и мегапикселей больше. Имея некоторый бюджет и чуточку рвения можно очень просто и дёшево с точки зрения времязатрат научиться качественно фотографировать. Это скучно, это могут все. Фото-онанизм двигает технический прогресс, но к художественным результатам приводит окольным путём. Не тратьте время на форумах, не обсуждайте линзы, глубины резкости и методы обработки. Фотографируйте!

Пятый пункт, невзирая на то, что он в середине списка, один из самых весомых. Неумение пользоваться всеми функциями камеры многих останавливает. А ведь не было раньше никаких стабилизаторов и автокорректировки шума на фотографиях с большой выдержкой – это нюансы. Досконально разберитесь со взаимной зависимостью диафрагмы, выдержки и экспозиции – это всё, что нужно знать на этом этапе.

Важно, не КАК снимать, а ЧТО снимать

Поверите или нет, но большие журналы берут необработанные фотографии в формате JPG с шумом и артефактами. Были бы картинки со смыслом, а «фотошоп» или нет – это в общем случае не очень важно. Если только дело не касается достоверности информации, как относительно недавно было в случае с дорисованными ракетами.

Тем не менее, как следует из заголовка, знать техническую часть нужно. Благо для её изучения существуют миллионы бесплатных ресурсов. Самообразование – одно из крупнейших достижений информационного века, в котором мы с вами живём. Тихонько читайте, пробуйте.

Чудес, как и возможности изучить иностранный язык во сне, не бывает – учить придётся обычным методом проб и ошибок. Нет таких суперэффективных мастер-классов, которые научили бы фотографировать. Проще всего изучать новое по мере необходимости. Захотелось, чтобы «больше в кадр влазило» – от общего к частному: поискал в яндексе, узнал про широкоугольные объективы, взял у товарища попробовать, понравилось, купил свой, разобрался, копнул глубже.

Отдельный совет: прочтите хотя бы одну, желательно серьёзную книгу по композиции
Появятся идеи о том, какие правила можно нарушать. В этом пласте чуть-чуть неправильных фотографий, мне кажется, и прячется настоящее искусство. Стерильная красота мало кому интересна.

Старайтесь мыслить шире одного кадра

Одиночные снимки бывают исключительно удачными, но в целом мало кого интересуют. Для более полного выражения своих идей старайтесь создавать небольшие серии. Попробуйте разные углы, разные подходы. Сами удивитесь, как хорошо это действует на зрителей – каждый находит что-то своё. Представьте, насколько по-разному может понравиться посетителям ресторана одно и то же блюдо. Группируйте работы разных лет, объединяйте их единым смыслом, выбирайте лучшие. Конечно, я не могу сказать, сколько должно быть фотографий в серии, это зависит от предмета съёмки и сюжета, однако, обычно больше дюжины не нужно.

Арт стоит на болтовне

Если у вас наличествуют какие-то амбиции, касающиеся попадания в арт-среду и закрепления в ней, то, как бы это ни было противно и нудно, нужно держать фотоархив в порядке. К сериям писать описания в один два абзаца, чтобы потенциальному фото-редактору было понятно, о чём всё это. К фотографиям обязательно приписывать, где это сделано, при каких обстоятельствах, и что на ней изображено. Если люди, то кто они и, по возможности, как их зовут.

Учите английский язык

Без этого никак. Мировая фото-тусовка говорит именно на этом языке. Кроме этого учитесь писать грамотно и связно. Если у вас не очень с письменным английским, внятный русский текст упростит работу переводчикам. И, того глядишь, вашу статью напечатают, вашу фотографию заметят, интервью возьмут.

ВСЕГДА есть, что снимать

Знаете ли вы о бытующем мнении, что Россия – самая «неснятая» страна. Французские фотографы с большими телевиками уже побывали в каждом закоулке дикой Африки и залезли в самые глухие ледяные пещеры Антарктиды. Пользуйтесь тем, что есть вокруг. Миллион тому примеров, что простые эмоции, простые предметы и окружение порой гораздо интереснее заморской экзотики. До чего утомили уже эти индийские дети с большими глазами и худыми ладошками! Если вы ищете для себя оправдания в духе «да, там в Перу, конечно, чего бы ни снимать, всё такое фактурное и характерное», то, вероятно, вы не очень хотите заниматься фотографией. Дело ваше.

Заведите маленький карманный блокнотик или смартфон

И записывайте туда идеи, приходящие в голову. Как бы это глупо ни звучало, но очень эффективно с точки зрения улова держать записную книжку у кровати – идеи чаще всего приходят, как в глазах стемнеет.

Снимите 50 000 фотографий

Самый простой совет. Это условное число, конечно. Но, будьте уверены, по его достижении вы не только получите вполне конкретный опыт, и по-настоящему задумаетесь о следующей ступени фото-развития. Но это будет уже совсем другая история.

Молодых и талантливых чрезвычайно много. Целеустремлённый и готовых довести дело до конца – гораздо меньше.