О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



На чем основаны рейтинги школ MBA? Чем отличаются лидеры от аусайдеров? Уровнем преподавателей и методиками? Востребованностью выпускников школы на рынке труда? Все решают деньги.

В фильме «Вся президентская рать» мужчина в темной тени подземного гаража произнес одну из самых запоминающихся фраз: «Следуй за деньгами».

Несмотря на утверждения, что МВА рейтинги оценивают в целом «качество» бизнес-школ или же значение степени, которую каждая школа вручает своим студентам по окончании обучения, большинство влиятельных рейтингов следуют совету героя из фильма. По большому счету, МВА рейтинги следуют за деньгами.

Согласно результатам нового анализа топ пятерки наиболее влиятельных МВА рейтингов, критерии «Зарплата» и «Данные об устройстве на работу» перевешивают все другие факторы, определяющие место школы в рейтинге – далеко не важность сети выпускников или уровень преподавательского состава, или опыт и методика преподавания в аудитории, так и за ее пределами. (См. таблицу ниже)

На самом деле 45% общего влияния на пять ведущих рейтингов оказывают данные о зарплате и трудоустройстве выпускников – зачастую они основаны на опросе выпускников, (что может вызывать сомнения).

Мнение выпускников? Этому критерию отдано около 15%. Мнение рекрутеров? Еще 12%.

А как же фактическое качество курса, определяемое результатами теста GMAT, средним баллом, критериями отбора аппликантов или их опытом работы? Данным по этим категориям выделено всего 9%. 

Преподавательский состав? Опубликованные исследования профессоров бизнес-школы, а также количество преподавателей со степенью PhD берут на себя 8% всего веса рейтингов. Не так уж много, если учитывать насколько важно для бизнес-школ качество преподавания и в целом уровень преподавателей.

Логика акцента на МВА работе и зарплате очевидна: то, сколько рынок фактически платит за МВА, действительно определяет ценность степени. Большинство людей отправляются за МВА с целью получения более высокооплачиваемой должности и улучшения перспектив карьерного роста. В противном случае значительные инвестиции в степень не совсем целесообразны.

Сравнение общих критериев рейтингов

Источник: Мэтт Тернер, кандидат наук в области исследования рынков,
UT-Austin’s McCombs School of Business

Проблема заключается в том, что МВА компенсация – это еще и отражение карьерных путей выпускников школы и географии. MBAs, которые идут работать в консалтинговую сферу получают намного больше, чем их «коллеги» из области маркетинга или розничной торговли. «Самые высокие зарплаты отражены в сфере консалтинга, - сообщает Мэтт Тернер, кандидат наук в области исследования рынков, UT-Austin’s McCombs School of Business, - поэтому, если вас интересует совершенно другая отрасль, то о чем тогда вам говорит средний стартовый оклад выпускника школы?  Показатель достаточно бесполезный, не так ли?» Мистер Тернер также указывает на необходимость учитывать нюансы карьеры: географию, область и рабочие функции.

Занимая должность председателя приемной комиссии в McCombs School of Business Университета Техаса в Остине с 2001 по 2004 гг., мистер Тернер потратил, грубо говоря, 80% времени последних пяти лет на исследования и предоставление данных для рейтингов. Он является самым бдительным и опытным наблюдателем различий и недостатков методологии рейтингов. Как и большинство представителей бизнес-школ, он критически относится к так называемой «романтике рейтингов».

Романтика и соблазны МВА рейтингов

«Рейтинги могут соблазнять нас верить в то, что они измеряют значимость и заслуги школ, - рассказывает Мэтт Тернер, - но, как и во многих конкурентных зонах (например, опросы перед началом футбольного сезона), в них больше очарования, чем сущности, возможностей, чем достоинств, данных, чем значимой информации».

«Ваша степень МВА устанавливает планку достижений в жизни, а не первая работа. И, тем не менее, на последнее обращают больше внимания (в опросах U.S. News и Economist). Этот показатель не подтверждает удовлетворенность работой, а подтверждает зарплату. Financial Times по крайней мере признает необходимость заглянуть дальше за первый год работы выпускников, (ограничиваясь тремя годами после получения МВА). Но вы можете оспорить любую метрическую систему».

И еще: существуют другие достаточно сложные вопросы, когда дело касается подсчета оплаты: каждый рейтинг подсчитывает компенсацию по-разному, а если разобраться в цифрах, то, как ни странно: они могут просто не сойтись.

По мнению мистера Тернера, в конечном счете, очень сложно выразить простой системой показателей «богатую и утонченную среду, что создается для топ-программ. Практически невозможно количественно оценить интеллектуальную энергию, творческое мышление, слаженную работу, амбиции, лидерство, выдающиеся методики, инновации учебных планов, навыки межличностного общения, успех на работе, не говоря уже о вашем уникальном сочетании с культурой программы».

Следуя за деньгами. Данные, используемые для ранжирования бизнес-школ

* Подсчет Forbes средней зарплаты за 2010 год выпускников 2006 года. Эти данные использованы для расчета рентабельности инвестиций (как ключевого показателя рейтинга).

** The Financial Times собирает данные о средней зарплате выпускников спустя три года после выпуска, а затем корректирует данные в соответствии с различиями секторов промышленности. Включены данные 2012 года, а также одного или двух предшествующих лет.