О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Работа, заботы, пробки… В напряженном графике современному человеку сложно найти даже день на то, чтобы пройти тренинг. А вот 20 минут, если постараться, можно высвободить и научиться чему-то жизненно необходимому.

Микрообучение  - полезный инструмент развития для тех, кто живет в режиме цейтнота. В ситуации "время - деньги" тратить это самое время на чистое обучение и развитие вместо решения текущих рабочих задач не всегда разумно и возможно. Небольшие по объему порции обучения предлагают альтернативное решение для занятых сотрудников.

"Воспринимайте это, как прием витаминов", - говорит Дейв Басараб, независимый консультант по обучению и бывший директор по обучению и развитию персонала. - "Одна порция в день. Вы можете выкроить время для 2 дней классического тренинга вне офиса? Нет. А найдете 20 минут на то, чтобы научиться чему-то новому? Легко".

Басараб начал использовать микрообучение или «обучающие впрыски», как он называет их, когда его назначили ответственным за обучение специалистов по продажам в одной из компаний, где он работал ранее. Обучающие эпизоды длиной в 20 минут и менее были разработаны с целью найти баланс между желанием менеджеров как можно чаще видеть своих специалистов по продажам «в полях» и необходимостью их регулярно обучать. Вялая экономика и массовые увольнения усилили проблему, взвалив на оставшихся сотрудников больший объем работы и сократив время для роста и развития.

«Микрообучение дает участникам возможность самостоятельно учиться в удобном режиме без ущерба для работы,» – отмечает Басараб. Его обучающие «впрыски» доступны через мобильные устройства и представляют собой 8-10-минутные аудиозаписи диалогов с экспертом по определенной теме. В дополнение к ним предлагается справочник. Разделы могут комбинироваться друг с другом, что делает весь курс сравнимым по объему с одно- или двухдневным традиционным тренингом.

Идея микрообучения состоит в том, чтобы оперативно предоставить возможность обучения при возникновении такой необходимости, причем в гибком и легко воспроизводимом формате.

Преимущества такого подхода

Мобильность и доступность. Сотрудники могут обучаться в периоды затишья в работе или по дороге в офис. «Обучение в данном случае происходит тогда, когда мне это необходимо, в противовес классической ситуации, когда отдел обучения предоставляет мне такую возможность», – поясняет Басараб.

Гибкость и сфокусированность контента. Отдельные темы могут быть как самостоятельными законченными блоками, так и частью разделов или курсов, как, например, «Финансы для нефинансиситов», «Основы маркетинга» или «Управление эффективностью». «Допустим, курс «Финансы для нефинансистов» состоит из 14 эпизодов. Можно пройти обучение только по теме 7. Те шесть, которые идут до нее, или семь следующих изучать вовсе необязательно», – комментирует Басараб.

Простота создания. Все, что нужно для записи аудиоматериала – это эксперт, наушники, соединенные с компьютером, и какая-нибудь программа, позволяющая делать MP3 записи и редактировать их. Готовый материал можно разместить на сервере, отправить сотрудникам по электронной почте или разместить на сайте.

Экономия времени и денег. В вопросе экономии денег и времени микрообучение – выигрышная альтернатива стандартным тренингам, которые требуют непосредственного участия, отрыва от работы, а порой и командировок. Для проверки понимания можно проводить вебинары, когда участники микрообучения собираются в виртуальные группы на специальные пост-учебные сессии с инструктором.

Недостатки

У использования микрообучения есть свои недостатки. Этот подход хорошо работает для усвоения фундаментальных знаний – таких как правила безопасности труда, основы маркетинга или финансов. Там, где требуется отработка на практике и применение полученных знаний и навыков в режиме реального времени, микрообучение не достаточно эффективно.

«Если надо обучить сотрудника навыкам коучинга, то делать это в формате микрообучения – не самая лучшая идея», – поясняет Басараб. Он также призывает специалистов по обучению и развитию учитывать потребности и стиль обучения конкретного человека. Ведь один лучше реагирует на визуальную или текстовую информацию, а другому большую пользу даст прослушивание аудиозаписи.

Самый большой недостаток микрообучения, по мнению Басараба, в сложности отслеживания и оценки его эффективности – проблема, особенно актуальная для дистанционных форматов обучения. «Если вы предоставляете в распоряжение сотрудников 15 «обучающих впрысков» и предлагаете им пройти обучение,… большинство людей не пройдут его. – констатирует Дейв Басараб. – Скорее всего, они начнут его, но так и не завершат».

Некоторые компании организуют специальные сессии, чтобы преодолеть этот недостаток микрообучения. После обучения его участники собираются вместе, чтобы обсудить материал и попрактиковаться в применении новых знаний и навыков.

Микрообучение  – полезный инструмент, но он не может быть универсальным ответом на любые потребности в обучении и развитии.

«Если речь идет об обучении небольшого числа сотрудников, возможно, стоит пойти традиционным путем, – говорит Басараб. – Но если необходимо регулярно обучать многих людей, и при этом содержание обучения достаточно статично, то микрообучение успешно справиться с поставленными задачами».

Микрообучение особенно эффективно в тех случаях, когда в основе обучения – предоставление новой информации. Его использование в навыковом обучении – не самая удачная идея. Даже с учетом того, что симуляции и пост-тренинговые мероприятия позволяют в некоторой степени преодолеть ограничения микрообучения.

«Не воспринимайте микрообучение как решение любых проблем, – советует Дейв Басараб. – Скорее, это решение некоторых особо докучающих специалистам по обучению и развитию вопросов».