О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Безнадежные вузы надо закрывать, считает проректор по учебной работе экономического университета имени Плеханова Леонид Брагин. О том, где и кому доучивать студентов, поступивших "не туда", он рассказал в интервью.

По итогам мониторинга качества приема на бюджет в государственные вузы в 2012 года, проведенного Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, в пятерку лидеров рейтинга социально-экономических вузов вошел Российский экономический университет (РЭУ) имени Плеханова. О том, за счет чего удалось улучшить показатели и почему приходится доучивать студентов из других вузов, рассказывает проректор по учебной работе Леонид Брагин.

– Леонид Александрович, что делал ваш университет для привлечения лучших абитуриентов?

– На протяжении последних четырех лет, после прихода нового ректора Виктора Ивановича Гришина, мы старались широко информировать общественность о достижениях вуза. За эти годы мы значительно активизировали свое присутствие в СМИ. Увеличили количество встреч с потенциальными абитуриентами и их родителями на днях открытых дверей, на различных выставках образовательных услуг, посещали московские школы.

Были значительно улучшены условия для учебы и отдыха студентов. В этом году отреставрирован первый корпус вуза – наша особая гордость, с него начиналась Плехановка 105 лет назад. Новый шестой корпус – с великолепным библиотечно-информационным комплексом. На университетской площади этим летом открылся цвето-музыкальный фонтан.

Параллельно мы работали над качеством образования – если уровень абитуриентов повышается, то и уровень преподавания не должен отставать. Растут требования к студентам, как в части освоения компетенций, так и в отношении дисциплины.

Если в 2010 году средний проходной балл был 230, то в 2011 году – 238, а в этом – уже 241. Уверен, эту тенденцию мы сохраним и в дальнейшем.

Своим местом в рейтинге мы довольны, думается, что оно достаточно объективно, хотя методический инструментарий мониторинга, видимо, имеет потенциал к совершенствованию.

– Мониторинг показал – не все национальные исследовательские университеты способны привлечь лучших абитуриентов...

– Возможно, не всегда удается научные достижения конвертировать в образовательный процесс, на который, в первую очередь, ориентированы абитуриенты и их родители.

РЭУ имени Плеханова пока не является национальным исследовательским университетом, хотя научная составляющая деятельности вуза – одна из сфер нашего внимания. Но качество образовательного процесса у нас находится на современном уровне, и мы постоянно его повышаем, в том числе, сотрудничая с многочисленными зарубежными вузами-партнерами в сфере обмена как студентами, так и – что не менее важно – преподавателями. Они регулярно проходят повышение квалификации. Так, в прошлом учебном году мы подготовили группу преподавателей, которые могут вести предметы по специальностям на английском языке. Планируем с их помощью расширить нашу практику ведения англоязычных программ и на другие факультеты.

– Какие факультеты наиболее популярны?

– Самое популярное направление последних двух лет – «реклама и связи с общественностью». В этом году на него было подано 101 заявление на место. Высокий средний проходной балл был на факультете международных экономических отношений – 277, по направлению «юриспруденция» – 272, «политология» – 271. Возрос интерес к гостиничному делу – там средний проходной балл 264. Полагаю, этот интерес отражает ситуацию на рынке труда. Будущую специальность абитуриенты выбирают вместе с родителями. Наши встречи с родителями на днях открытых дверей и в процессе приемной кампании показали, что они тщательно изучают информацию вузов и запросы работодателей.

– Государство пытается избавляться от вузов с низкими результатами. Какие меры будут адекватными, на ваш взгляд?

– Думаю, проводимый Минобрнауки мониторинг позволит определить возможности каждого вуза в сфере высшего образования. Безнадежные надо закрывать. Конечно, студенты не должны пострадать. Их надо переводить в более успешные, хорошо зарекомендовавшие себя вузы. Понятно, что уровень подготовки таких студентов будет недостаточным, но мы имеем определенный опыт работы с ними. Чтобы дотянуть их до требуемого уровня, нужно время, затраты, но это возможно. Самыми проблемными для них были математические и статистические дисциплины, иностранный язык.

Хорошо зарекомендовала себя практика слияния вузов, причем достаточно успешных. В мае к РЭУ присоединился Саратовский государственный социально-экономический университет – стал нашим филиалом. Здесь сотрудничество скорее равноправное, это серьезный региональный вуз, мы ожидаем синергетический эффект, он всем пойдет на пользу.

– Ежегодно меняется содержание контрольных измерительных материалов для ЕГЭ по математике, усложняются задания части С.  Как вы оцениваете математическую подготовку ваших студентов?

– ЕГЭ по математике адекватен с точки зрения требования вузов и позволяет отобрать самых достойных. Хорошая математическая подготовка предполагает собранность, доказательный стиль мышления, а это особенно важно для экономистов и будущих руководителей. Мне кажется, математика, статистика – ключевые предметы для экономистов, они формируют профессиональный стержень. Я считаю, что усложнение задач, которые нужно решить для получения высокого балла, а также предстоящее выделение базового и профильного уровня пойдут на пользу вузам. С точки зрения отбора достойных, эти меры разумны.