О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Зачем нужен коллективный договор? Обязательно ли его составлять, как это делать и надо ли перед кем-то отчитываться - рассказала юрисконсульт Ольга Якушевская.

Обязательно ли наличие коллективного договора? Как его составить, и нужно ли регистрировать в органах власти? В течение какого срока действует коллективный договор? Рано или поздно каждая организация или индивидуальные предприниматели сталкиваются с подобного рода вопросами.

В нашей статье мы подробно рассмотрим значимые моменты заключения и регистрации коллективного договора. Соблюдение норм законодательства и рекомендаций практикующих юристов помогут  избежать бумажной волокиты, споров с работниками  и претензий со стороны проверяющих органов.

Для начала несколько слов о природе коллективного договора

Коллективный договор – одна из договорных форм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор, впрочем, как и все остальные локальные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, – на всех работников соответствующего подразделения (ст. 43 ТК РФ).

Интересно отметить, что в отношении иностранных представительств российских организаций, действующих за рубежом, законодатели не предусмотрели каких-либо дифференцированных норм в части заключения коллективного договора. Следовательно, иностранное представительство может разработать «свой» вариант коллективного договора с учетом требований ТК РФ, законодательства страны, в котором оно находится, и практических нюансов деятельности, или оно может пойти по пути «наименьшего сопротивления» – и руководствоваться коллективным договором головной организации. При этом в коллективном договоре головной организации необходимо указать, что он также распространяет свое действие на всех работников обособленных структурных подразделений, в том числе и действующих за границей.

Сторонами коллективного договора являются:

  • Работники в лице их представителей (профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ).
  • Работодатель в лице его представителя (руководитель организации, руководитель представительства, филиала и иного обособленного структурного подразделения,  индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица).

Зачем нужен коллективный договор сторонам трудовых отношений?

Казалось бы в организации и без того полно документов, регламентирующих трудовые отношения, и вполне можно было бы обойтись и без коллективного договора. В конце концов, у работников уже есть трудовой договор!

Но у законодателей своя точка зрения на данный вопрос.

В ТК РФ нет прямого предписания об обязательном наличии в организации или у индивидуального предпринимателя коллективного договора. Однако на основании ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ сторонам трудовых правоотношений предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, а в силу ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, ОБЯЗАНЫ вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Проанализировав вышеуказанные нормы ТК РФ, можно прийти к следующему выводу: если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров, заключать коллективный договор не придется.

Ответственность за отсутствие коллективного договора в организации или у ИП законодательством не предусмотрена, в общем-то, как и цели принятия данного акта.

Однако с учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный договор по праву приобретает особое значение в иерархии локальных нормативных актов работодателя.

На практике, заключая коллективный договор, стороны чаще всего преследуют следующие цели:

  • стабилизация трудовых правоотношений с работниками;
  • усиление мотивации работников в решении задач, стоящих перед организацией или ИП;
  • обеспечение материальной заинтересованности работников в творческом и ответственном отношении к выполнению трудовых (должностных) обязанностей;
  • достижение упорядоченности системы оплаты труда;
  • оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда;
  • усиление социальной защиты и материальной поддержки работников.

Данный перечень носит примерный характер и подлежит расширению по усмотрению сторон коллективного договора.

Предположим, что работники или работодатель все же приняли решение о необходимости разработки коллективного договора. Каков же механизм взаимодействия сторон?

Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого документа. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В работе комиссии должны присутствовать обычные работники организации!

Порядок ведения коллективных переговоров

Итак, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Решением сторон определяется ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров. Решение оформляется в форме протокола составленного в произвольной форме, выписка из протокола будет служить документом, удостоверяющим полномочия профсоюза (иного представителя) по ведению переговоров и заключению коллективного договора.

Принцип формирования комиссии на равноправной основе имеет большое практическое  значение – он означает, что вне зависимости от численности представители каждой из сторон обладают равными правами и равным числом голосов.

Представители работников

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников могут выступать:

  • первичная профсоюзная организация;
  • иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

В случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, или эта организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников, на общем собрании для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (ст. 31 ТК РФ).

При очень большой численности трудового коллектива допустимо избрание представителей работников на конференции.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Под конференцией трудового коллектива понимается собрание представителей (делегатов) от всех структурных подразделений организации.

Заметьте, именно делегатов! Законодатели намеренно используют этот термин, однако не раскрывают ни его содержания, ни порядок избрания этой загадочной категории представителей.

Обычно под делегатами подразумеваются выборные или назначенные представители организации.

Обращаем ваше внимание, что представителями трудового коллектива могут быть не только работники, состоящие в штате организации, но и иные лица, например, юрисконсульт, с которым заключен договор оказания юридических услуг.

Результаты проведения общего собрания (конференции) работников (список его представителей) должны быть подтверждены протоколом.

Если организация, планирующая заключить коллективный договор, имеет две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников, то по решению их выборных органов может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

К примеру. В организации действуют 3 профсоюзные организации. От профсоюза численностью 25 человек в единый представительный орган для ведения коллективных переговоров может быть направлено 2 представителя, от профсоюза численностью 60 человек – 3 представителя, от профсоюза численностью 100 человек – 5 представителей. Закономерность в данном случае довольно простая – чем больше работников объединяет та или иная профсоюзная организация, тем больше ее членов будет в едином представительном органе.

Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или их совокупность, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или на данном предприятии вообще нет профсоюза, общее собрание (конференция) работников опять-таки тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (одного или нескольких в виде представительного органа) и наделить его соответствующими полномочиями.

Как только работники определят лицо, которому доверят проведение переговоров с работодателем, этот представитель (представительный орган) одновременно с направлением работодателю предложения о начале указанных коллективных переговоров должен известить об этом все иные профсоюзные организации работников данной организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия (если таковое будет получено) единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Форма уведомления о начале коллективных договоров не утверждена на законодательном уровне. При составлении уведомления рекомендуем обозначить следующие моменты: адресат, дата направления уведомления; примерный срок для формирования комиссии для ведения коллективный переговоров; список лиц, которые будут являться вашими представителями;  дата, время и место начала работы комиссии. Предложение (уведомление) о начале коллективных переговоров может быть направлено другой стороне по почте с уведомлением о вручении либо передано непосредственно в руки представителю работников (работодателя) с проставлением на втором экземпляре отметки о принятии.

Представители работодателя

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют:

  • руководитель организации;
  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • иные уполномоченные ими лица.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальных уровнях, а также на федеральном уровне при заключении и изменении соглашений.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. 2-5 ст. 37 ТК РФ).

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Так гласит Трудовой кодекс. А что же это значит? Работодатель вправе согласиться с предложением работников и их представителей, а работники вправе отказаться от какой-либо инициативы работодателя. В любом случае, для формирования окончательного текста коллективного договора, устраивающего обе стороны, необходимо общее, согласованное в ходе переговоров, решение.

Для этого стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

В ч. 2 ст. 53 ТК РФ приведен примерный перечень информации, которую работники и их представители могут получать от работодателя:

  • информация по вопросам реорганизации или ликвидации предприятия,
  • вопросы введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • вопросы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;
  • другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами.

Законодательство не ограничивает объемы запрашиваемой сторонами информации, поэтому ни работникам, ни работодателю не стоит руководствоваться только лишь положениями ст. 53 ТК РФ. Коллективный договор должен учитывать интересы обеих сторон трудовых отношений, поэтому сотрудничество, взаимные уступки и максимальное информирование будут являться залогом успеха всего процесса коллективных переговоров.

В качестве гарантии, что полученная в ходе переговоров информация не станет известна конкурентам, проверяющим органам и т.д., законом для участников процесса установлен запрет на разглашение сведений, относящихся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК  РФ и иными федеральными законами.

К сведению, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ), а  за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, может наступить уголовная ответственность – штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ).

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами.

Работа комиссии может начаться в день переговоров и должна быть завершена ранее дня подписания коллективного договора.

Комиссия подготавливает проект коллективного договора, при этом на подписание коллективного договора сторонам отводится не более 3 месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Отметим, что заключение коллективного договора должно базироваться на следующих принципах:

  • соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих номы трудового права;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • полномочность представителей сторон;
  • равноправие сторон;
  • свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обеспечения принимаемых обязательств;
  • обязательность выполнения коллективного договора;
  • контроль за выполнением коллективного договора;
  • ответственность сторон их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора.

Содержание и структура коллективного договора

Несомненно, в ходе проведения коллективных переговоров перед сторонами встанет вопрос – что же включить в текст коллективного договора?

Трудовое законодательство в данном случае довольно лояльно и разрешает сторонам самостоятельно определить структуру и содержание коллективного договора.

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор МОГУТ включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

Этот перечень не является прямым руководством к действию. Стороны вправе расширить или сузить круг положений, включаемых в коллективный договор.

Что именно из перечня, предусмотренного законодательством, следует зафиксировать в коллективном договоре?

В коллективном договоре необходимо отразить те аспекты трудовых отношений, которые не следуют из отраслевых соглашений или не нашли отражения в других локальных нормативных актах организации или ИП.

Предположим, что в организации уже действуют положение об оплате труда и положение о премировании работников, в таком случае не стоит в коллективном договоре подробно  прописывать условия оплаты труда и порядок премирования, однако сделать ссылку в тексте на эти локальные акты лишнем не будет.

В коллективном договоре также не стоит указывать обязательства сторон, которые однозначно установлены трудовым законодательством. Коллективный договор должен содержать допустимые дополнения, улучшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Для удобства стороны коллективных переговоров могут составить таблицу, состоящую из двух граф:

  • Предложения сторон по содержанию коллективного договора.
  • Норма права, на которой основано предложение.

Данная таблица упростит восприятие большого объема информации и поможет соотнести интересы сторон с требованиями законодательства.

В интересах работодателя рекомендуем дополнить таблицу нормами налогового законодательства, поскольку не все компенсации и стимулирующие выплаты могут рассматриваться налоговыми органами  как расходы организации.

Прежде чем закрепить в коллективном договоре те или иные доплаты и компенсации, не забудьте поинтересоваться у бухгалтера или налогового консультанта, сможет ли организация признать их «расходами» и уменьшить на их величину налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и определитесь с общей суммой финансирования предоставляемых работникам гарантий.

Максимальный размер финансирования коллективного договора устанавливается исходя из экономических возможностей организации, минимальный ограничивается фондом оплаты труда.

Структура коллективного договора может выглядеть следующим образом:

  • Общие положения.
  • Трудовой договор.
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
  • Высвобождение работников и содействие их трудоустройству.
  • Рабочее время и время отдыха.
  • Оплата и нормирование труда.
  • Охрана труда.
  • Гарантии и компенсации.
  • Гарантии профсоюзной деятельности (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Обязательства Профкома (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Разрешение трудовых споров.
  • Контроль за выполнением коллективного договора. Ответственность сторон.

У коллективного договора могут быть еще и приложения. Вот примерный их перечень:

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Графики сменности.
  • Положение об оплате труда работников.
  • Положение о премировании работников.
  • Перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работах в которых работники имеют право на доплаты за условия труда (если такие условия имеются в организации).
  • Нормы выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты.
  • Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (если такие условия имеются в организации).
  • План оздоровительно-профилактических мероприятий.
  • Перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (если такие работы ведутся в организации).
  • Перечень действующих норм выработки (если они установлены по организации).
  • Перечень профессий (должностей), имеющих разъездной характер.
  • Соглашение по охране труда.
  • Перечень приложений к коллективному договору определяется  по соглашению сторон.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Что происходит с закрепленными в протоколе разногласиями?

Вариант 1.

Разногласия могут стать предметом дальнейших переговоров (с соблюдением процедуры, которая предусмотрена для заключения коллективного договора).

Вариант 2.

Разногласия могут быть разрешены в порядке коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 ТК РФ.

Немаловажным этапом в процессе разработки коллективного договора является  разрешение процедурных вопросов.

Комиссии необходимо определиться:

  • со сроком действия коллективного договора;
  • с порядком применения коллективного договора;
  • с порядком изменения и дополнения коллективного договора.

Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок  не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Автоматическая пролонгация коллективного договора законодательством не предусмотрена. Стороне, которая изъявила желание продлить срок коллективного договора, необходимо заранее направить письменное предложение о продлении другой стороне (предложение составляется в произвольной форме). Оптимальный срок для отправки такого предложения – 2-3 месяца до окончания срока действия коллективного договора.

ТК РФ отдельно выделяет обстоятельства, при наступлении которых коллективный договор сохраняет или прекращает свое действие:

  • коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации;
  • при смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;
  • при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
  • При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
  • При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ), т.е. стороны вправе самостоятельно разработать более простую и менее затратную по времени процедуру внесения правок.

После завершения коллективных переговоров сторонам необходимо удостоверить своими подписями подготовленный коллективный договор.

Как показывает практика, право подписать коллективный договор от имени работников стороны предоставляют председателю профсоюзного комитета организации. Если в организации отсутствует профсоюз, можно предусмотреть и другие варианты. Например, предоставить право утверждения коллективного договора общему собранию трудового коллектива или председателю собрания  трудового коллектива. Допустимо, чтобы от имени работников коллективный договор подписали ранее избранные представители или председатель комиссии. От имени работодателя коллективный договор подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель самостоятельно, также это могут быть иные уполномоченные ими лица. Избранный порядок должен быть зафиксирован в коллективном договоре.

Регистрация коллективного договора

В течение 7 дней со дня подписания работодатель (его представитель) должен направить коллективный договор на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений в г. Москве осуществляется Комитетом общественных связей г. Москвы (далее – Комитет).

В соответствии с Порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным решением Московской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 28 апреля 1999 года, для уведомительной регистрации коллективного договора вам необходимо будет в течение семи дней со дня его подписания представить в Комитет:

  • Три экземпляра коллективного договора.
  • Подписи представителей сторон и печати, их заверяющие, на всех экземплярах должны быть подлинными.
  • Листы (страницы) во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией (вместе с приложениями).
  • Все экземпляры должны быть прошиты, заверены подписью представителя работодателя и скреплены печатью с указанием количества прошитых листов (страниц).

Приложения к коллективному договору должны быть прошиты вместе с ним. В правом верхнем углу первого листа приложения следует указать:

«Приложение N___ к коллективному договору». Приложения должны быть оформлены надлежащим образом: иметь дату принятия, подписи соответствующих лиц, заверены печатью.

Сопроводительное письмо за подписью представителя работодателя, заверенное печатью организации, в котором должны быть указаны:

  • юридический (фактический) адрес организации;
  • административный округ, в котором зарегистрирована организация;
  • фамилия, имя, отчество (полностью) представителей сторон, подписавших коллективный договор;
  • контактные телефоны представителей сторон;
  • отрасль, вид экономической деятельности (по основному виду деятельности);
  • форма собственности;
  • численность работников организации;
  • численность членов первичной профсоюзной организации (при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций указывается численность членов каждой из них);
  • наименование вышестоящего профсоюзного органа (при наличии первичной профсоюзной организации);
  • сумма средств, использованных на обеспечение льгот и выплат работникам и членам их семей, предусмотренных коллективным договором.

Выписка из протокола общего собрания о наделении представителя работников полномочиями на ведение переговоров и заключение коллективного договора от их имени.

Представитель организации, передающий документы на регистрацию, должен иметь при себе паспорт.

В случае ненадлежащего оформления документов, Комитет оставляет за собой право возврата документов для доработки.

По истечении 30 календарных дней со дня принятия документов  Комитет обязан зафиксировать факт уведомительной регистрации штампом Комитета с регистрационным номером и подписью ответственного лица на каждом экземпляре коллективного договора.

При осуществлении регистрации коллективного договора Комитет выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Обычно проверяющие органы обращают внимание на следующие моменты:

  • Дата действия договора – не более 3 лет, указываются день/месяц/год вступления в силу и окончания.
  • Соответствие  коллективного договора ТК РФ и другим нормативным правовым актам.
  • Терминология и наименование сторон договора:  не допустимо использовать такие термины как «администрация», «разногласия», «конфликты», «под подпись».
  • Правильность ссылок и актуальность документов, указанных в коллективном договоре и приложениях.
  • Наличие приложений к коллективному договору.
  • Порядок нумерации страниц коллективного договора и приложений.
  • Наличие подписей представителей сторон.

Важно отметить, что вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Интересным является тот факт, что в ТК РФ прямо не закреплена обязанность работодателя ознакомить работников с принятым коллективным договором. Однако анализ правовых норм позволяет сделать заключение о необходимости совершения подобных действий (ч.1 ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). В связи с этим рекомендуем разместить коллективный договор в общедоступном месте и сделать ведомость ознакомления работников с данным локальным актом.

Контроль за выполнение коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют работники, работодатели, их представители и соответствующие органы по труду (ч. 1 ст. 51 ТК РФ). При этом стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для контроля информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ч. 2 ст. 51 ТК РФ).

Право на указанный контроль имеют также и профессиональные союзы. В этом случае работодатели в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений должны сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах (ч. 1 ст. 370 ТК РФ).

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Ст.ст. 54, 55 ТК РФ содержат отсылочные нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение обязательств, принятых сторонами по коллективному договору, а также за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора:

Вид нарушенияСанкции Законодательная норма
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до    3 000 рублей.ст. 5.28 КоАП РФ
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения.Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до    5 000 рублей.ст. 5.30 КоАП РФ
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению.Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до    5 000 рублей.ст. 5.31 КоАП РФ

Напомним, что органом государственной власти, уполномоченным на привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, является государственная инспекция по труду.
Подводя итоги, еще раз отметим: коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Законодательство предоставляет обеим сторонам право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, однако не обязывает его заключать, если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров.
Тем не менее, недооценивать роль коллективного договора все же не стоит.
Грамотно составленный коллективный договор может стать незаменимым инструментом разрешения споров с работниками, поможет стабилизировать трудовые отношения и усилит мотивацию работников на достижение высоких экономических результатов!

Автор: Ольга Якушевская, юрисконсульт группы правового консалтинга центра налогового и правового консультирования ГК «ИРБиС»