О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Если вы проводите переговоры, вам просто необходимо обладать грамотной речью и способностью убеждать. О том, на каком уровне владеют языком современные бизнесмены, рассказала Ирина Михалкина, доктор педагогических наук, академик МАНПО.

Для бизнесмена важно не только умение красиво говорит. Нужно еще и уметь красиво излагать суть вопроса, красиво отстаивать свою позицию, красиво искать компромисс. В понятие "красиво", бесспорно, входит понятие "грамотно".

Выступающий всегда хочет быть услышанным и понятым. Для этого необходимо важнейшее условие – установление контакта со слушателями, аудиторией. Отправной точкой этого контакта является интеллектуальное сопереживание оратора и слушателей, то есть совместная мыслительная деятельность. Это означает, что тема выступления должна интересовать слушателей. С этим, по-моему, на симпозиумах, конференциях и семинарах деловой направленности проблем нет. Туда приходят люди заинтересованные, с четкими прагматическими установками, выбирающие заранее участие в определенных секциях и "круглых столах". К тому же за участие своих представителей в подобных мероприятиях компания часто платит немалые деньги и ждет последующего результативного отчета, что дополнительно мобилизует.

Но для установления контакта между оратором и слушателями, как справедливо утверждают психологи, еще необходимо и эмоциональное сопереживание. Это означает, что выступающий должен вербально донести до слушающих свое отношение к предмету речи, свою заинтересованность, убежденность. Оратор должен вызвать у них ответное (адекватное) эмоциональное восприятие своей речи. Вот эта сторона ораторского искусства современных бизнесменов требует, на мой взгляд, значительных доработок.

Особого внимания заслуживают выступления в прениях, дискуссии. Иногда оратор, прекрасно владея темой, ощущая внутреннюю логико-смысловую структуру своей речи, не может грамотно озвучить свое выступление.

Во-первых, связано это с тем, что он делает произвольные, вне логики содержания речи паузы, которые возникают из-за неумения дышать в правильном ритме. Во-вторых, он случайным образом использует логические ударения, неправильно интонационно связывает отдельные части фраз – в русском языке ведь существует семь основных совершенно разных типов интонационных конструкций. В-третьих, волнуясь или доказывая свою правоту, например, переходит на слишком высокий тон, который быстро утомляет и даже раздражает слушателей. Или, наоборот, читая подготовленный текст, делает это монотонно, и речь не имеет мелодического рисунка. В-четвертых, оратор не контролирует интенсивность звучания: либо говорит тихо, либо слишком громко. В-пятых, не варьирует темп речи: быстрая речь во время выступлений затрудняет восприятие, и слушающие теряют основную смысловую нить.

Я бы хотела обратить внимание и на невербальные средства общения: позы, жесты, мимику. Они обрамляют выступление, рисуя окончательный портрет оратора. Всему этому можно научиться. Вообще я бы советовала всем начинающим ораторам всегда репетировать свои выступления перед зеркалом и с секундомером в руках. И заранее продумывать возможные вопросы слушателей и ответы на них. В таких случаях успех гарантирован!