О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Пока не изобрели панацею от всех болезней, медицина остается одной из самых перспективных сфер для ведения бизнеса. Как открыть клинико-диагностическую лабораторию, рассказал Валерий Саванович, неудавшийся рантье и вполне успешный бизнесмен.

Валерий Саванович, основатель клинико-диагностической лаборатории "Бион", стал предпринимателем поневоле. До 2005 года он был директором брокерской компании, потом занялся инвестициями в коммерческую недвижимость. Спокойную жизнь рантье нарушил кризис конца нулевых. Принадлежащее ему здание бывшего ресторана "Алтай" на севере Москвы в конце 2009 года опустело, арендаторы разбежались. Что делать? Саванович решил начать собственный бизнес.

Оставалось выбрать, в какой сфере. Саванович принялся читать аналитические отчеты и приглашать на обед знакомых инвестбанкиров. Из услышанного он сделал вывод, что одной из самых перспективных сфер является медицина. Частных клиник будет все больше, а значит, и спрос на услуги лабораторий будет расти – во всем мире обработку анализов клиники отдают на аутсорсинг. И Саванович, химик-технолог по образованию, увлеченно принялся осваивать новую сферу.

Порог входа

Порог входа в этот бизнес довольно высок (сам Саванович вложил в бизнес около $5 млн, часть средств заняв у банка). Была и хорошая новость: много новых конкурентов в ближайшее время не появится. К тому же государство обнулило налог на прибыль для медицинских учреждений, следовательно, можно рассчитывать на хорошую доходность.

Без специалистов в околомедицинском бизнесе делать нечего. Так что на должность гендиректора Саванович пригласил Александра Мамонова из сети лабораторий «Ситилаб» – второго после «Инвитро» игрока на этом рынке. Но, признается Саванович, бизнес-план все равно пришлось переписывать трижды. Первый вариант, скачанный в интернете и суливший окупаемость в течение двух лет, оказался совсем нереальным – не учитывал специфику. Например, реактивы для анализа стоят 100 рублей, а сам анализ – 300 рублей. «Считают: ого, рентабельность 300%! Но реактивы-то продаются только в наборе на 500 анализов, а срок годности – не более полугода. Если ты за полгода сделал 500 анализов – молодец, а если нет, ты в убытке», – говорит предприниматель. Второй бизнес-план переоценил выручку, что стало ясно сразу же, как только пошли первые продажи. И только третий бизнес-план, который предприниматель полтора месяца рассчитывал в Excel, учитывал все нюансы.

Пустым рынок лабораторной диагностики не назовешь. У «Инвитро», например, есть лаборатории в пяти городах, а сбор анализов (по науке – «биоматериала») осуществляют 127 собственных клиник и еще 242 франчайзинговых. «Мы каждую неделю по две розничных точки открываем, как Starbucks», – хвалится один из основателей «Инвитро» Александр Островский. Саванович не стал с ним тягаться, а нашел более свободную нишу. «Бион» работает по модели b2b: его клиенты – не частные лица, а больницы и медицинские центры, которых в столице около 3000. Из 4 млрд рублей выручки «Инвитро» на таких клиентов приходится всего 15–18%.

Как завоевать доверие

Двенадцать сейлз-менеджеров «Биона» (всего в лаборатории работает около 100 человек) поделили Москву на сектора и методично обзванивают потенциальных клиентов.

Что может предложить больницам новая лаборатория? Саванович оснастил ее по максимуму: «Бион» делает 1000 видов анализов, тогда как большинство государственных лабораторий делают 20–30 видов, другие частники в среднем – 400 видов.

Покупка и наладка лабораторной информационной системы InterSystems TrakCare LAB обошлась примерно в $300 000. Можно было купить систему в три раза дешевле. Но Саванович решил, что эта лучше многих других приспособлена к интеграции с медицинскими информационными системами клиник, что может стать конкурентным преимуществом. Станислав Леонтьев, директор сети частных клиник «МедКвадрат», сотрудничающей сейчас с «Инвитро» и «Бионом», отмечает, что отказался в их пользу от работы с «Ситилабом» именно потому, что часто возникали проблемы интеграции.

Саванович старается стать для клиник незаменимым. Небольшим частным клиникам, например, он предлагает помощь в автоматизации – для этого заключен договор с разработчиками МИС Selenda, которая легко интегрируется с системой «Биона». «Бион» готов стать невидимкой – печатать результаты анализа на бланке своего клиента, например. Рассылку e-mail и SMS-сообщений пациентам лаборатория тоже делает от имени медцентра, с которым сотрудничает.

В список услуг включен даже аутстаффинг – у «Биона» всегда есть 2–3 медсестры «на подмену», например на время отпуска лаборантки клиники. «Для нас ведь важно, чтобы клиент продолжал брать и присылать к нам анализы, то есть такой сотрудник работает и на клинику, и на нас», – говорит Мамонов. «Это удобно», – отмечает Станислав Леонтьев.

Но убеждать главврачей в том, что новой лаборатории можно доверять, все равно трудно. Саванович и Мамонов не жалеют на это времени и денег. Один клиент, например, не мог поверить, что «Бион» способен обеспечить четкую работу курьеров, которые должны забирать анализы из клиники. «Мы рассказали про нашу систему контроля за курьерами через GPS – не поверил. Тогда договорились о тесте: в течение месяца курьер будет приезжать в их клинику к определенному времени, отмечаться и уезжать. Через две недели клиент сломался и подписал контракт», – вспоминает Мамонов.

Пациентам анализы обходятся в 2–3 раза дороже, чем их покупает оптом медицинский центр. Но Саванович не собирается выходить на розничный рынок – говорит, не хочет создавать конкуренцию своим же клиентам. Тем более что количество клиентов за второй год работы увеличилось со 160 до 340 клиник.

Что дальше

Предприниматель с гордостью показывает журналисту Forbes свое детище. Помещение, где раньше ремонтировали «одноруких бандитов», выглядит футуристическим. Все операции автоматизированы – это в два раза повышает производительность труда и позволяет мгновенно передавать клиентам готовые результаты.

Каковы перспективы? Сейчас лаборатория делает около 2000 анализов в день, хотя закупленное «на вырост» оборудование способно делать вдвое больше. Для сравнения: лидер рынка «Инвитро» делает около 10 000 анализов в день, сеть «Ситилаб» – 7000. Так что «Биону» есть куда расти. Пока рентабельность, как и записано в бизнес-плане, – около 10%. Годовая выручка диагностической лаборатории, открытой два года назад, составляет 200 млн рублей.

Недавно «Бион» решил все-таки выйти на розничный рынок, но несколько необычным способом – через интернет. Чтобы оценить спрос на эту услугу, еще летом 2012 года лаборатория через скидочные сайты распространила предложение для частных лиц – сдать анализы со скидкой 50%. Отклик оказался хорошим, и Саванович приступил к созданию интернет-магазина.

Клиенту предлагают выбрать вид анализа и один из расположенных поблизости партнерских медцентров, где его можно сдать, оплатить услугу через интернет и получить результаты по электронной почте. Выгода обоюдная – «Бион» получает деньги за анализ, а медицинский центр – за операцию по отбору биоматериала. Для медцентра это еще и дополнительная реклама, а Савановичу нет нужды тратиться на создание сети собственных пунктов по отбору биоматериала.

Саванович развитием лаборатории доволен. И как предприниматель, и как рантье. Тот факт, что он является совладельцем здания, не освобождает лабораторию от арендной платы.