О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Более половины конфликтов происходит от того, что собеседники друг друга неверно поняли, не расслышали, выдали не ту реакцию, которую ждали. Избежать конфликта несложно: будьте внимательным слушателем. Этому можно научиться, понадобится только желание.

Приятный собеседник - это человек, который не только интересно рассказывает, но и внимательно слушает. Станьте "терпеливыми ушами" - увидите, ваше общение станет богаче и в личной, и в рабочей жизни. Ведь иногда человеку нужно, чтобы его просто выслушали. А клиенты? Зачастую они сами готовы рассказать, что им надо. От вас требуется только внимательно выслушать и предложить максимально подходящее решение их проблемы.

Умение внимательно слушать высоко ценится в современном мире. Еще бы! Какие мысли возникают у вашего собеседника, когда он видит вашу заинтересованность?

  • Мое мнение важно для этого человека.
  • Ему интересно то, о чем я рассказываю.
  • Его интересуют мои мысли по поводу того, о чем мы говорим.
  • Он мне доверяет.

Представьте обратную ситуацию: вы делаете доклад, а все собравшиеся разговаривают, пьют чай и даже не смотрят в вашу сторону. Что вы почувствуете? Что информация, которую вы считали важной, на самом деле не так уж значима и интересна… А если картина изменится и все повернутся к вам, будут внимательно слушать, делая заметки в блокнотах и иногда кивать в знак согласия?

Дать клиенту почувствовать себя значимым не так уж сложно. Выслушайте его. Звучит логично, но на деле многие продавцы не слушают покупателей. Они находят этому множество причин:

  • Надо как можно скорее блеснуть интеллектом и предложить свой продукт.
  • Слушать другого скучно, гораздо интереснее говорить самому.
  • К чему терять время на выслушивание болтовни клиента? Надо как можно скорее выдать ему заготовленную речь и начать «обрабатывать».
  • Ничего нового клиент рассказать не может. В конце концов, кто из нас лучше разбирается в теме?

Как улучшить свое умение слушать? Есть несколько базовых советов, следование которым поможет вам стать приятным собеседником.

Не перебивайте. Всегда давайте собеседнику закончить мысль. Боитесь забыть, что хотели сказать, – делайте пометки по ходу беседы.

Не смотрите на часы. Этот жест дает повод думать, что вы торопитесь, вам неинтересна беседа и неважен собеседник. Если вам надо срочно узнать, который час, делайте это незаметно.

Не завершайте мысль за собеседника. Возможно, у вас в голове уже звучит окончание фразы. И вы даже представляете, как эффектно будет выглядеть, если вы закончите ее за клиента. Возможно, вам даже кажется, что тем самым вы дадите понять собеседнику, что отлично его понимаете – практически читаете мысли. На самом деле человек расценивает это как «Зачем вы мне говорите то, что я и так знаю?» – и теряет желание продолжать общение с вами.

Если спросили – дождитесь ответа. Не бойтесь, если после вашего вопроса возникнет пауза. Это естественно – подумать перед тем, как ответить. Значит, над вашим вопросом думают, а не стараются ответить лишь бы что-то сказать. Вам может показаться, что время тянется очень долго. Если пауза действительно затянулась и вы видите, что собеседник в затруднении, – задайте наводящие вопросы или выберите другую формулировку, но не отвечайте на свой же вопрос.

Следите за своей позой. Она также должна выражать вашу заинтересованность. Не напряженная, но и не чересчур расслабленная. Сядьте прямо, слегка наклонив корпус к собеседнику.

Смотрите на собеседника. Это не обязательно должен быть пристальный взгляд в глаза. Вы можете иногда пересечься взглядами, можете смотреть на губы (ведь во время разговора они движутся, значит, привлекают внимание. Вы буквально смотрите человеку в рот).

Повернитесь к собеседнику всем корпусом. Во время беседы надо смотреть на человека, но поворота головы недостаточно. К тому же со временем от такой позы у вас устанет шея.

Кивайте время от времени. Этот простой жест даст понять, что вы слушаете и вам интересно. Главное – не перестараться, иначе собеседник подумает, что чаша вашего терпения переполнена и пора заканчивать разговор.

Дополняйте кивки коротким согласием, одобрением: «да, ага, хм, ух ты, ого». Это особенно важно, если вы ведете переговоры по телефону, ведь когда молчание затягивается, возникает подозрение, что он заснул или связь оборвалась.

Задавайте вопросы. Тем самым вы достигнете сразу двух целей: дадите понять, что заинтересованы и устраните все недоговоренности, непонимание. Не бойтесь, вы не покажетесь непонятливым или глупым. Ваша заинтересованность, дотошность и внимание к деталям покажут вас исключительно с хорошей стороны.

Не отвергайте сразу же то, что расходится с вашими взглядами. Если услышали информацию, которая не соответствует вашей, спокойно задайте уточняющие вопросы:

  • Откуда собеседник получил сведения?
  • Почему он придерживается такой точки зрения?
  • Чем обусловлена его позиция?

Полученные ответы позволят вам аргументированно отстоять свою точку зрения. Или изменить ее.