О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



В сети можно найти очень много рекламы различных курсов и особенно он-лайн обучающих программ по подготовке к сдаче западных сертификационных финансовых экзаменов - таких, например, как АССА, ДипИФР (Рус.), CIMA (включая CIMA (Рус.)), CIA, CMA и других.

Преимущества и недостатки очных курсов и дистанционных форм обучения много раз обсуждались и анализировались. Факторы времени, денег, удаленности от центров обучения очевидны на самый поверхностный взгляд. Однако совсем мало внимания уделяется еще одному важнейшему аспекту обучения, определяющему его успех в первую очередь, – психологии слушателя и его индивидуальным предпочтениям в обучении.

Стили обучения Хони и Мамфорда (Honey and Mumford)

В 1992 г. Питер Хони и Алан Мамфорд составили свой знаменитый Вопросник, который позволил классифицировать обучающихся на четыре категории в зависимости от предпочтений в стиле обучения:

  1. Активист (или деятель)
  2. Мыслитель (рефлексирующая личность)
  3. Теоретик
  4. Прагматик

Схематически выводы Хони и Мамфорда о цикле обучения и характеристиках четырех стилей можно представить следующим образом:

Каждому стилю соответствует свой оптимальный формат, темп, уровень интерактивности и другие потребности при обучении. То, что будет вызывать восторг у «активиста», может погрузить в уныние и апатию «теоретика» и совершенно не быть полезным «мыслителю». И наоборот.

Как стили работают на очных курсах

Опытный преподаватель обладает достаточной гибкостью и владеет таким большим набором обучающих инструментов, что может удовлетворить потребности слушателей с разными стилями так, что они даже не заметят, какие они разные! Активистам будет предложено достаточно задач и обсуждений, мыслителям будет предоставлено несколько точек зрения для анализа, теоретикам – структурированность материала и новые концепции, а прагматикам – примеры «из жизни» и овладение практическими навыками.

При этом опыт показывает (и это вполне очевидно), что в разных профессиональных и возрастных категориях слушателей преобладают разные категории обучающихся. Возвращаясь к финансовым сертификациям, можно уверенно заключить, что:

  • среди российских бухгалтеров и финансистов (которых большинство среди соискателей ДипИФР (Рус.)) преобладают прагматики и теоретики
  • среди молодежи, владеющей английским языком и собирающейся сдавать АССА, СРА или другую сертификацию на английском языке, большинство – активисты и прагматики.

Если теперь вернуться к многообразию предлагаемых форм обучения и отдать себе отчет в том, что не все могут позволить себе качественное очное обучение, встает вопрос об альтернативе семинаров с преподавателем для большинства сдающих финансовые сертификации – российских бухгалтеров, не владеющих английским языком, сдающих экзамен ДипИФР (Рус.).

Дистанционное обучение соискателей Диплома ДипИФР – в какой форме?

Можно выделить несколько наиболее распространенных форм дистанционного обучения:

  1. Вебинары (лекции с «живым» преподавателем в определенное время)
  2. Интерактивные программы (приобретаемые один раз с возможностью обращаться к ним в любое время, где предлагается в программе отвечать на контрольные вопросы)
  3. Учебные материалы в электронном виде

Опыт показывает, что целевая аудитория ДипИФР (Рус.) не очень охотно усваивает такие новые формы он-лайн обучения, как вебинары и интерактивные программы. Это связано и с преобладающими среди них стилями обучения (напомним, они прагматики и теоретики), и с возрастом, что тоже следует учитывать.

Вебинары не позволяют слушателям двигаться в обучении с тем темпом, который им комфортен, требуют длительного сосредоточения без, как правило, связи с практикой и жизнью, а, кроме этого, не предоставляют возможность сразу же получить ответ на заданный вопрос, чтобы осознать логику материала. Необходимость печатать вопрос и ждать ответа лектора очень нервирует слушателей-«теоретиков». В этой ситуации они предпочитают вообще не задавать вопросы.

Интерактивные программы обучения без преподавателя дают возможность сделать паузу и осознать взаимосвязи и логику, но опыт показал, что:

  • Частые изменения МСФО (и, соответственно, экзаменуемого материала ДипИФР) требуют постоянного обновления ресурса обучения. Купленный один раз CD-диск быстро устаревает. Купить обновления можно, но это отдельный «проект», требующий усилий и времени.
  • Российские бухгалтеры не очень отзывчивы к западным «украшениям» материала, картинкам, анимации и другим приемам, которые, казалось бы, должны привлечь слушателей.

Консерватизм многих соискателей Диплома ДипИФР (Рус.) – это факт, с которым необходимо считаться. Не следует ждать, пока вырастет новое поколение бухгалтеров, которые будут активистами в стиле обучения и более открытыми к современным техническим средствам. Наша аудитория – это те бухгалтеры, на которых держатся сейчас российские финансовые службы, и они заслуживают, чтобы для них была тоже своя «ниша» в дистанционном обучении. Когда все они, особенно в регионах, не будут пугаться слов Skype и GoogleChat, они станут аудиторией вебинаров и пользователями интерактивных программ.

Что мы предлагаем нашим «теоретикам» и «прагматикам» – MyWeb

Наша компания НОСК Training уже почти десять лет готовит слушателей к сдаче экзамена ДипИФР (Рус.) на очных курсах. Наши учебные материалы по мере усложнения экзамена и накопления нами опыта и новых задач, начали приобретать угрожающий объем. И мы не могли не обратиться к электронным способам помочь нашим слушателям.

Наблюдая нашу аудиторию в Москве и в регионах (меньше, чем хотелось бы в силу очевидных финансовых обстоятельств), мы поняли, что им не нужно развлекательных программ и что они не будут смотреть вебинары. Мы поняли, что им нужна умная система организации знаний.

Все наши учебные материалы:

  • Учебник (более 800 страниц, 2 тома)
  • Задачник (170 задач)

а также материалы, напрямую связанные с Реальными Экзаменами ДипИФР (Рус.):

  • Сборник Прошедших Реальных Экзаменов
  • Материал «Корректировки ответов на Реальные Экзамены» (исправления ошибок/опечаток, актуализация ответов поновым МСФО, а также представление ответов в более удобном формате)

были выложены нами на специальном портале. Любой человек, имеющий в любой момент времени доступ в интернет, может читать теоретический материал, решать задачи и анализировать решения.

Выложенный на MyWeb материал всегда является актуальным, так как обновления осуществляются к каждой сессии – причем меняется не только Учебник из-за изменений в МСФО, но и выкладываются новые задачи, новые корректировки ответов Экзаменатора, новые рекомендации по графику дистанционного обучения.

Огромным преимуществом MyWeb является встроенный в систему через гиперссылки Банк вопросов по задачам и материалу, которые задавали наши слушатели все последние годы. Любой соискатель может узнать, какие вопросы задавали его предшественники и как на них отвечали преподаватели. Вопросы, что важно для нашей аудитории, задаются анонимно. Ответы на вопросы содержат, где это нужно, ссылки на теоретические разъяснения в Учебнике.

Вопросов и ответов сейчас уже так много, что новые слушатели, как правило, находят среди них ответы на все свои вновь возникающие вопросы, что дает возможность не ждать ответа преподавателя и двигаться в обучении дальше и дальше. Такой опции использования прошлого опыта коллег не может предложить ни один самый интерактивный и продвинутый дистанционный курс. Наш Банк вопросов и ответов постоянно пополняется и мы гордимся им. В «горячую» пору самой интенсивной подготовки к экзамену за один день появляется до десяти новых вопросов и ответов!

Для слушателей, которые обучаются дистанционно (не посещают наших занятий), на графике изучения разделов ДипИФР отмечается прогресс в изучении материала, которому необходимо следовать для полноценной подготовки к конкретному экзамену. Программа MyWeb выполняет также корректировку графика подготовки в зависимости от даты начала (или вынужденного перерыва) дистанционных занятий.

Для тех, кто не боится обратной связи и осознает важность времени как ограничивающего фактора на экзамене, мы планируем внедрить в MyWeb дополнительную функцию счетчика времени решения каждой задачи. Данная функция позволит контролировать скорость решения каждой задачи в зависимости от баллов, присуждаемых по ней.

Опыт работы слушателей с MyWeb (как «очников», так и слушателей со всей России, а также из Беларуси, Украины и Казахстана) на сессии к экзамену 19 июня 2012 г. показал, что наш портал – это огромное подспорье в подготовке к сдаче экзамена. Кроме этого, все отметили существенное облегчение сумок и рюкзаков для тех, кто занимается не только дома, но и на работе, в транспорте, на даче и в отпуске.

В заключение хотелось бы отметить, что изложенные выше аргументы в пользу «спокойного» формата дистанционного обучения не следует воспринимать как отрицание других продуктов в помощь соискателям сертификаций. Мы только хотели подчеркнуть, что аудитория сертификационных тренингов и дистанционного обучения имеет свою специфику и заслуживает самого глубокого уважения ее предпочтений.