О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Издержки обращения в торговле неизбежно возникают, пока товар пройдет путь от производства до покупателя. Расходы на перевозку, хранение товара, оплату труда работников торговли довольно велики, но их можно эффективно сократить.

Снижение издержек обращения является существенным резервом экономии средств на предприятии и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли.

Для характеристики издержек обращения используют два основных показателя – абсолютный размер издержек обращения и уровень их в процентах к товарообороту. Абсолютный размер показывает всю сумму затрат, связанных с обращением товаров, а уровень издержек обращения показывает отношение всей суммы издержек к объему товарооборота.

Задачами анализа издержек обращения являются:

  • установление динамики и степени выполнения плана по издержкам обращения;
  • выявление неиспользованных резервов;
  • изыскания путей дальнейшего снижения затрат;
  • определение причин и факторов, оказавших влияние на уровень и состав издержек обращения.

Анализ издержек обращения проводится в разрезе отдельных статей на основе данных бизнес-плана и бухгалтерского учета.

Анализ общего уровня издержек обращения

Анализ издержек обращения на практике обычно начинают с сопоставления фактической суммы и уровня издержек отчетного года с соответствующими показателями предыдущего года. Для анализа динамики издержек обращения используются данные бухгалтерского учета.

На сумму и уровень издержек обращения действует ряд факторов. Одни из них связаны с особенностями отдельных видов затрат, другие влияют на многие статьи издержек. К ним относятся:

  • изменение объема и структуры товарооборота;
  • изменение скорости товарооборота;
  • применение прогрессивных форм торговли.

Очень сильное воздействие на издержки обращения оказывает объем товарооборота. С увеличением объема товарооборота абсолютная величина издержек обращения увеличивается, однако относительный их уровень снижается. Это связано с тем, что различные статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота неодинаково. В связи с этим их условно делят на две группы: переменные и постоянные. К переменным относятся издержки, находящиеся в прямой зависимости от объема товарооборота: транспортные расходы; зарплата работников, выплачиваемая в зависимости от объема товарооборота; расходы по подработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров; естественная убыль товаров; расходы по таре; проценты за кредит и некоторые др. К постоянным относятся издержки, не связанные или мало связанные с объемом товарооборота: зарплата по твердым окладам; арендная плата и расходы по содержанию помещений; затраты на текущий ремонт и некоторые др. Следовательно, рост объема товарооборота может сопровождаться увеличением абсолютной величины не всех издержек, а только переменной их части. Поэтому уровень издержек обращения в целом с ростом объема товарооборота понижается.

На уровень издержек обращения влияет не только объем, но и структура товарооборота. Зависимость издержек обращения от структуры товарооборота обусловлена тем, что уровень издержек по отдельным товарам не одинаков. Следовательно, изменение структуры товарооборота вызывает изменение как абсолютной суммы, так и среднего уровня издержек обращения.

На величину издержек обращения влияет ускорение товарооборота. Ускорение товарооборота наряду с высвобождением оборотных средств обеспечивает доведение товаров до потребителя с наименьшими затратами. Чем быстрее оборачиваются товары, тем меньше сумма издержек обращения и ниже уровень торговых расходов.

Анализ основных статей издержек обращения

Издержки обращения предприятий оптовой и розничной торговли складываются из следующих основных видов затрат:

  • расходов по заработной плате;
  • транспортных расходов;
  • расходов по содержанию основных фондов;
  • расходов, связанных с товарными запасами;
  • прочих расходов.

1. Анализ расходов по заработной плате. Расходы по заработной плате занимают в издержках розничной торговли значительный удельный вес, что обусловливает необходимость их тщательного анализа и изыскания резервов экономии.

Расходы на заработную плату анализируют с подразделением ее по группам работников. На предприятиях розничной торговли следует выделять заработную плату продавцов, фасовщиков, кассиров, контролеров, бракеров и административно-хозяйственного персонала. На предприятиях оптовой торговли выделяется заработная плата упаковщиков, сортировщиков, маркировщиков и других работников.

При анализе затрат на заработную плату сравнивают отчетные данные с плановыми показателями и данными за предыдущий период и выявляют отклонения. Если допущено превышение расходов на оплату труда, то выявляют причины этого, устанавливают возможности снижения расходов на заработную плату в дальнейшем.

Таким образом, сумма заработной платы зависит от размера товарооборота, численности и состава работников, производительности труда и ставок оплаты труда. Расчет влияния этих факторов производится по формуле.

ФОТ = Т * СЗ * W

где ФОТ – фонд оплаты труда продавцов; СЗ – средняя заработная плата продавца; W – средней оборот на одного продавца.

При изучении влияния на фонд заработной платы объема товарооборота и производительности труда следует иметь в виду, что здесь скрыто действует и смещение структуры товарооборота. Расходы по заработной плате при реализации товаров разного ассортимента значительно колеблются в силу их неодинаковой трудоемкости.

2. Анализ транспортных расходов. Транспортные расходы в общей сумме издержек обращения достигают 20%. К ним относятся расходы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки. Размер транспортных расходов во многом зависит от поставщиков, но особенно от самих торговых предприятий. Сокращение транспортных расходов можно обеспечить за счет полной загрузки машин, сокращения пробега порожняком, уплотнения машино-дня, увеличения использования прицепов и тягачей, расширения практики централизованной и кольцевой доставки товаров в торговую сеть, продажи товаров по образцам.

На уровень транспортных расходов оказывают влияние ряд факторов, влияние которых можно измерить способом цепных подстановок или абсолютных разниц. К таким факторам относятся:

  • изменение объема и структуры товарооборота;
  • изменение удельного веса перевозок, произведенных при помощи различных транспортных средств;
  • изменение дальности пробега;
  • изменение тарифа.

Результат влияния объема товарооборота несет на себе и действие изменения его структуры. По транспортным расходам колебание сумм в зависимости от характера перевозимого товара весьма существенно. Вес, объем, частота завоза и другие особенности товара влияют на расходы по его перевозке. Влияние структуры товарооборота на сумму и уровень транспортных расходов можно измерить в том случае, если в торговой организации ведется их учет по товарным группам. Однако это встречается весьма редко. Поэтому такой расчет выполнить практически невозможно.

Взаимосвязь транспортных расходов и указанных выше факторов можно представить в виде следующей формулы:

TP = Т * П * ТС

где ТР – транспортные расходы; Т – количество грузов; П – средний пробег транспорта; ТС – тарифная ставка.

3. Анализ расходов на содержание основных фондов. К этой группе издержек обращения относятся расходы по аренде и содержанию основных средств, а также затраты на их текущий ремонт.

В расходах рассматриваемой группы наибольший удельный вес занимают затраты по аренде и содержанию помещений. При анализе этих расходов на основе договоров проверяется правильность установленных арендных ставок, начисления сумм амортизации в соответствии с утвержденными нормами и точность распределения расходов по отдельным отчетным периодам.

Арендная плата зависит от двух величин: арендных ставок и размера площади. Влияние этих факторов на сумму арендной платы можно установить способом цепных подстановок.

Сумма амортизации основных фондов складывается из ежемесячных отчислений, производимых по установленным нормам. Размер норм амортизации зависит от вида и характера основных средств. Сумма амортизационных отчислений, включаемых в издержки обращения, зависит, таким образом, от двух величин: нормы амортизации и стоимости основных средств, влияние которых можно установить способом цепных подстановок.

4. Расходы, связанные с товарными запасами. В эту группу расходов входят издержки по хранению товаров, их подработке и упаковке, товарные потери, расходы и потери по таре, затраты по кредиту.

Расходы по хранению товаров, их подработке и упаковке выражают собой затраты труда, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки по хранению товаров, их подработке и упаковке достигают значительных размеров. Их уровень и удельный вес постоянно растет. Однако при правильной организации хранения, подсортировки и расфасовки некоторое увеличение затрат на эти цели должно в определенной степени компенсироваться сокращением расходов по другим статьям. Так, например, предварительная расфасовка товаров приводит к росту производительности труда и, следовательно, к экономии фонда заработной платы продавцов. Затраты по холодильным установкам сокращают потери товаров при хранении.

При анализе расходов по подработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров исследуется влияние на эту группу расходов объема и структуры товарооборота, цен на упаковочные материалы, проверяется соблюдение норм расходов и выявляется экономическая эффективность мероприятий по улучшению организации хранения, подсортировки и упаковки товаров.

В практике планирования и учета товарные потери подразделяются на две группы:

  • естественная убыль товаров в пути и при хранении;
  • потери товаров сверх установленных норм.

При изучении уровня планируемых потерь следует учитывать, что по отдельным товарам устанавливаются средние нормы естественной убыли в зависимости от времени года, дальности и способов перевозки. Потери товаров сверх установленных норм возникают, как правило, в результате допущенных нарушений и бесхозяйственности. Сумма этих потерь должна быть тщательно проверена на основании первичных документов с точки зрения законности их списания и правильности включения в издержки обращения.

На размер товарных потерь оказывают влияние целый ряд факторов. Прежде всего на уровень товарных потерь благоприятное влияние оказывает укрупнение и специализация торговых предприятий. В крупных торговых предприятиях, располагающих необходимыми материальными условиями, хранение организовано не только с соблюдением общих требований, но и с учетом индивидуальных особенностей товаров.

В непосредственной зависимости находится уровень товарных потерь от размеров товарных запасов и скорости товарооборота.

Снижение товарных запасов с целью приведения их к норме, а главное, ликвидация запасов неходовых товаров сопровождается снижением и товарных потерь.