О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Государство теперь не контролирует российские бизнес-школы. Одни из них получили свободу в составлении программ. Другие - возможность продавать услуги ненадлежащего качества. Есть пять признаков, по которым можно отличить "подделку".

Вопреки утверждениям журналистов, госдипломы МВА повсеместно пока не отменены. У отдельных участников рынка закончились аккредитации, а вместе с ними – право выдачи госдиплома. У других – нет, и если ФАС не примет какое-либо дополнительное решение по данному вопросу, эти школы бизнеса будут вправе выдавать госдипломы МВА до 2015 года. Те же, кто такое право потерял, будут выдавать дипломы собственного дизайна.

Отметим, что обычно избавление от государственной опеки вызывает к жизни два разнонаправленных процесса: новаторы в бизнес-образовании получают возможность создавать и продвигать авторские программы МВА; другие – возможность наводнить рынок дешевыми подделками под МВА. Последнее, в условиях кризиса и снижения платежеспособности населения, чревато дискредитацией всей системы бизнес-образования.

Скоро мы увидим, появятся ли интересные программы МВА в «освобожденном» российском бизнес-образовании. Пока таких открытий никто не продемонстрировал. Полгода – срок, конечно, небольшой, но и у школ бизнеса должны быть наработки.

Сейчас, когда в сфере бизнес-образования обостряется конкуренция брендов, потенциальным слушателем важно уметь распознать подделку. Несколько слов об этом.


Самостоятельных брендов школ бизнеса мало (МИРБИС, Стокгольмская школа экономики, ЛИНК, Синергия, ИМИСП, Сколково). Чаще всего бизнес-школа в статусе факультета вуза оперирует достижениями материнского бренда: преподаватели, помещения, дипломы, публикации, рейтинги. Однако далеко не всегда школа-факультет по своим возможностям тождественна вузу, так как самостоятельно ведет хозяйственную деятельность (привлекает преподавателей, арендует помещения и инфраструктуру).

Поэтому не стоит полагаться на звучный вузовский бренд. Тем более, что подавляющее большинство преподавателей вуза – «теоретики», не имеющие опыта ведения бизнеса (участие в консалтинговых проектах для бизнеса – это не совсем то, это – гораздо более низкий уровень ответственности за принятие решений).

Первый признак программы МВА сомнительного качества – цена. С учетом действующих ставок оплаты хороших преподавателей в Москве ниже 400 тысяч рублей за 2 года обучения она быть не может. Если это так, проявите качества бизнесмена – проанализируйте, на чем она «экономит» (зарплата преподавателей, раздаточные материалы и т.д.)

Второй признак – скудная информация бизнес-школы об учебном плане, о преподавателях (резюме, практический опыт в бизнесе, консалтинге). При этом слишком много призов, грамот, шума и пены вокруг самой бизнес-школы.

Третий признак – школа не готова ознакомить поступающего со списком формируемой группы, не может дать контакты кого-либо из выпускников для консультации.

Четвертый признак – не предоставляется возможность бесплатного посещения реальных занятий и общения со слушателями.

Пятый признак – учебный план программы. Это – главнейший параметр обучения, но разобраться в нем для непосвященных сложно. Часто в нем присутствуют лишь названия дисциплин и указана продолжительность курсов. Стандартные, активные формы (деловые игры, бизнес-симуляции, тренинги) не выделены или составляют незначительный объем общей учебной нагрузки. Тут нужно запрашивать информацию о содержании курсов.

Следует иметь в виду, что программ «классического американского стандарта» нет уже даже в Америке, так как классическая МВА подвергалась кардинальной переработке в конце 90-х, в начале 2000-х, в период последнего кризиса. Поэтому погоня за «классикой» будет бессмысленна. На отечественном рынке представлено много разных программ МВА и большинство из них является преломлением западного (американского, английского, французского, испанского и т.д.) опыта в сочетании с российскими реалиями.

Что касается рейтингов российских школ бизнеса. В любых рейтингах, даже зарубежных, есть какая-то доля субъективности, и какая-то – стечения обстоятельств. Рейтинговать российские бизнес-школы трудно, они часто не дают о себе объективную информацию. Поэтому и слепо верить рейтингам нельзя. Однако можно обратить внимание на частоту присутствия той или иной бизнес-школы в российских рейтингах как на показатель определенного уровня авторитета, узнаваемости для потребителей.

В зарубежных рейтингах российских бизнес-школ нет (рэнкинг BestMasters не в счет, так как он основан на опросе ректоров зарубежных школ бизнеса, вообще не ставит вопросы качества, а по сути является показателем известности). Из российских рейтингов, основанных на опросах выпускников программ МВА, наиболее серьезны: рейтинг журнала «Серект фирмы» и народный рейтинг mba.su-Известия.