О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



О закономерностях карьеры лидеров, о том, существуют ли предпосылки и противопоказания к управленческой деятельности, можно ли "учиться лидерству" в бизнес-школе рассуждает преподаватель ИМИСП, доктор психологических наук, профессор, Елена Георгиевна Молл.

– Какими новыми качествами должен обладать лидер в бизнесе сегодня, а какие качества остаются неизменными?

– Американские исследователи на стыке веков предложили перечень из 7 наиболее важных качеств менеджеров 21 века. Он включал «вечные» характеристики, необходимость которых трудно поставить под сомнение в любых условиях: предвидение (проницательность), целостность (последовательность), коммуникабельность. Они нужны во все времена, во всех сферах деятельности. Еще три качества из этого перечня: твердость, творческие способности, доверие не воспринимаются столь однозначно и явно не являются универсальными. Седьмое качество склонность к риску послужило неплохим фоном для экономического кризиса.

Через пять лет выяснилось, что успешность американских менеджеров обеспечивается абсолютно иными особенностями (реальная практика внесла свои коррективы).

Из 10 новых основных характеристик  три весьма плохо вписываются в  "идеальную картину" управленческой деятельности: агрессивность; вера в свою исключительность, непризнание наличия управленческих способностей у других людей; предпочтение делать все самим, нелюбовь к делегированию функции, прав и ответственности подчиненным.

В современных условиях я склонна согласиться с японцами, полагающими, что основной предпосылкой успешности лидера является его адаптивность, т.е. умение оценить, что нужно изменить во внешней среде, а к чему следует приспособиться, и осуществить эти изменения быстро и решительно.

– Могут  ли быть сформированы  необходимые в современных условиях лидерские качествами  у слушателей, например, на программах  ИМИСП или все-таки  лидером надо родиться?

– Есть ситуации безнадежные, если у человека явно выражены противопоказания к управленческой деятельности. Это касается,  в первую очередь, системного отношения к людям.

Лидер – это, прежде всего, тот, кто умеет раскрыть потенциал других людей, помочь им добиться наилучших результатов и получить от своих достижений удовольствие. Исследования показывают, что в течение  управленческого пути  системное отношение к людям  меняется не  значительно, т.е. ни одна бизнес школа  не сможет сделать из «человеконенавистника» («о людях думает в последнюю очередь, они для него пешки в важной игре за деньги, власть, личные достижения») успешного лидера.

Но работа над учебными кейсами, дипломом в группе, где собрались пять-шесть человек, претендующих на позицию лидера (так обычно бывает на программах МВА), формирует в сложных условиях навыки  прогнозирования и управления поведением других людей, приобретения дополнительных источников власти,  т.е.  способствует выработке «вечных» качеств – предвидения, целостности, коммуникабельности. А постоянное изменение состава групп способствует формированию адаптивности.

– Какие дополнительные задачи решаются в процессе обучения в бизнес школах? Что они дают лидерам, кроме знаний, умений и навыков, которые в современных условиях могут быть получены и другими способами?

– Например, на такие программы,  как МВА, менеджеры иногда приходят из-за накопившихся  проблем, связанных с возрастными кризисами или внутриличностными конфликтами. Переоценка ценностей, которая неизбежна на определенных этапах развития личности, проходит менее болезненно  в специально организованной среде и вместе с профессионалами.

Человек находит ответы на волнующие его вопросы, не только касающиеся развития его бизнеса, но стратегии своей управленческой карьеры, а иногда и стратегии жизни. Обучение служит импульсом для начала нового этапа.