О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Интерес к бизнес-образованию в России стремительно падает из-за уровня преподавания.

Все меньше людей хотят получать МВА в российских вузах. По словам декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ Александра Чеканского, за прошлый год число слушателей программ МВА в России сократилось вдвое. Между тем в мире, несмотря на кризис, все больше людей хотят получить заветную степень, надеясь повысить свою стоимость на рынке труда. За последние 5 лет число ежегодно поступающих выросло на 27%.

Почему российские МВА-программы не смогли «взлететь»? Очень просто: не удалось решить две ключевые для школы проблемы — привлечение известных бизнесменов к преподаванию и качественный отбор поступающих. Второе — следствие первого. Нет возможности учиться у преподавателей мирового уровня и спросить совета у Марка Цукерберга или хотя бы Михаила Прохорова — нет и очереди в приемную комиссию.

Вместо бизнесменов преподавательский состав российских курсов МВА пополнили ученые. О, если бы это были, скажем, физики, из которых на Западе 30 лет назад вырастали так называемые кванты — первоклассные аналитики финансовых и макроэкономических процессов, зарабатывающие целые состояния в инвестбанках! Или молодые амбициозные математики с мехмата, основавшие Российскую экономическую школу! Нет. Бизнес-школы в Академии народного хозяйства, МГУ, Государственном университете управления открыли гуманитарии. Те, кто в 1970-е занимался теорией государственного управления, исследовали по книгам структуру управления предприятиями в Японии и США. Вряд ли такой опыт позволяет подготовить специалиста для инвестбанка или консалтинговой компании — крупнейших работодателей для выпускников западных бизнес-школ — или вселить предпринимательский дух в бывшего менеджера (Сколково, кажется, исключение из этого правила).

Между тем именно к такому будущему готовят студентов лучшие школы мира. Днем дискуссии с однокурсниками из Китая и Индии, которых необходимо не только понять, но и решить с ними нетривиальный кейс, получив общую оценку, которая в свою очередь влияет на размер скидки при оплате курса.

А в наших бизнес-школах к студентам относятся принципиально иначе. Никто их не мучает — ни в коем случае! Наоборот, на программах Executive MBA им предлагают покататься на яхтах, полетать на самолете, прыгнуть с парашютом — «любой каприз за ваши деньги». Порой доходит до смешного: студенты сами учат преподавателей бизнес-процессам.

Была надежда, что кризис перезагрузит российские курсы МВА. Посмотрим, что делают наши бизнес-школы, чтобы привлечь студентов, чей поток оскудел? Они сокращают продолжительность курса, переходят к модульным программам вместо регулярных занятий, объединяют группы «дневников» и «вечерников». «Основная часть бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга существенно не меняла содержание программ бизнес-образования» — такой вывод делают организаторы исследования «Бизнес-школы Москвы и Петербурга в условиях кризиса» из компании Begin Group. Посыл школ: получите диплом МВА быстрее за те же деньги.

Итог печален. «В России МВА очень популярен среди вчерашних студентов, которые в силу недостатка опыта работы не смогут квалифицированно применить знания, — резюмирует Екатерина Дайнеко, руководитель департамента «Коммерческие банки» хедхантинговой компании Cornerstone. — Ценность российского диплома вызывает сомнения хотя бы потому, что к поступающим выдвигается на порядок меньше требований, чем для западного аналога. По нашим данным, лишь 8% компаний считают, что от наличия российского диплома МВА зависит размер заработной платы, а 60% и вовсе уверены в том, что диплом не повлияет на решение о приеме на работу».

Согласно исследованиям HeadHunter.ru, менеджеры с российским дипломом МВА получают в среднем менее $6000 в месяц (против $8300 с дипломом западной школы из top-50, по данным TopMBA). А главное, трудоустроиться они могут только на родине и в продажи, финансовый отдел, в лучшем случае в маркетинг. Аналитиками или менеджерами в банки и консалтинговые фирмы их, как правило, не берут.

Полина Юдина