О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах




Материал подготовлен заведующей отделом статистики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ О. К. Озеровой и старшим научным сотрудником Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ кандидатом экономических наук Д. Р. Бородиной

Аннотация

Представлен анализ статистических показателей, характеризующих один из сегментов рынка образовательных услуг — дополнительное профессиональное образование, а также финансовые стратегии руководителей образовательных организаций. На базе данных федерального статистического наблюдения по форме № 1-кадры «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях» (последние отчетные данные за 2010 г.) приводятся сведения о численности прошедших обучение, о возрастной и половой структуре данного контингента, а также о численности обучающихся среди работников разных категорий, о предпочитаемых формах обучения (с отрывом или без отрыва от производства) и длительности обучения. По данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в сентябре 2011 г., проанализировано участие населения в дополнительном образовании.

Дополнительное профессиональное обучение направлено на своевременную профессиональную ориентацию, а также на создание возможностей для работников приобрести новые профессии и специальности, получить дополнительные квалификации и повысить уровень необходимых компетенций. Содержание основных понятий, использованных в обследовании, соответствует ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно этому закону дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Дополнительное профессиональное образование работников в организациях

В 2010 г. в Российской Федерации около 5 млн работников организаций прошли дополнительное профессиональное обучение. Из них по программам повышения квалификации — 1,9 млн. человек, по программам профессиональной переподготовки — 176,3 тыс. человек, стажировались почти 51 тыс. работников организаций. Около 10 тыс. работников прошли обучение по программам ДПО за рубежом. Профессиональную и/или дополнительную профессиональную подготовку прошли 1,2 млн человек, в том числе непосредственно в организации 757,2 тыс. работников, их них 222,7 тыс. человек обучались в форме наставничества. Обучение на курсах целевого назначения прошли 1,8 млн работников.

На программах дополнительного профессионального образования обучались 2,16 млн работников категории «служащие», в основном это специалисты (71,7%, более 1,5 млн человек), 22,7% (около 500 тыс. человек) составляют руководители, доля других служащих — 5,6% (более 120 тыс. человек).

В 2010 г. почти две трети руководителей получили дополнительное профессиональное образование, и треть обучалась на курсах целевого назначения (рис. 1). Что касается специалистов, то пакет программ дополнительного профессионального обучения этой категории работников на три четверти состоит из программ дополнительного образования, на 20% — из курсов целевого назначения, на 4% — из циклов профессиональной подготовки или дополнительной профессиональной подготовки. Работники, относящиеся к категории «другие служащие», в половине случаев получили дополнительное профессиональное образование, около трети прошли профессиональную подготовку или дополнительную профессиональную подготовку, пятая часть обучалась на курсах целевого назначения. В пакете программ, пройденных работниками категории «рабочие», половину составляют программы профессиональной подготовки и половину — курсы целевого назначения.



Наиболее активны в прохождении дополнительного профессионального обучения работники старше 30 лет, их численность составила 3,6 млн человек, или 71,4% всех обученных работников. В возрасте 25–30 лет прошли обучение 940 тыс. человек, 19% всех обученных. Доля обучавшихся работников моложе 25 лет составила 9,7%, почти 0,5 млн человек.

Стратегии дополнительного профессионального обучения с возрастом работника изменяются. Так, дополнительное профессиональное образование получают около четверти работников в возрасте до 25 лет, у работников старше 45 лет доля таких программ составляет 45% (рис. 2). Доля программ профессиональной подготовки и дополнительной профессиональной подготовки составляет 40% среди программ дополнительного профессионального обучения у работников в возрасте до 25 лет, а в группе работников старше 45 лет распространенность данного вида программ сокращается до 18%. Курсы целевого назначения занимают приблизительно одинаковую долю в структуре обучения работников разного возраста и составляют около одной трети всех программ, у работников старше 45 лет она несколько выше и составляет около 37%.

Мужчин среди прошедших дополнительное профессиональное обучение в 2010 г. было в 1,3 раза больше, чем женщин (2,8 млн и 2,2 млн соответственно).
Численность обучавшихся без отрыва и с отрывом от работы приблизительно равна — 40 и 38,5%, пятая часть обученных (1,1 млн человек) получали образование с частичным отрывом от работы. К группе риска увольнения с работы относились 54,3 тыс. прошедших обучение.

Численность работников организаций, получивших дополнительное образование, в 2010 г. составила около 2,2 млн человек. Наибольшим спросом пользовались образовательные программы в объеме от 72 до 300 учебных часов, по этим программам обучались около 1,9 млн человек, что составило 86% всех обученных. Обучение на более длительных программах — от 300 до 500 и от 500 до 1000 часов — прошли 124 и 181 тыс. работников соответственно. На программах объемом свыше 1000 учебных часов обучались почти 10 тыс. человек. По программам длительностью менее 72 учебных часов обучены 1,8 млн человек, что составляет 34,5% от всех программ дополнительного профессионального обучения.

Более 182 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование с использованием дистанционных образовательных технологий.

Участие населения в дополнительном образовании

Как свидетельствуют итоги комплексного наблюдения условий жизни населения, в сентябре 2011 г. 3% опрошенных респондентов в возрасте 15 лет и старше проходили дополнительное обучение, из них 45% обучались на курсах повышения квалификации, 15% — на курсах для получения новой профессии. 5% участвующих в дополнительном обучении составили лица в возрасте 25–29 лет.



Основной причиной отказа от посещения каких-либо курсов и участия в других видах дополнительного обучения на момент обследования было отсутствие, по словам респондентов, такой необходимости (76%). 10% опрошенных не видят для себя такой возможности, ссылаясь на нехватку средств, отсутствие времени (табл. 1). Активнее в дополнительном обучении участвовали занятые в экономике (4% в сентябре 2011 г.). Высокий процент участия в дополнительном обучении был отмечен также среди искавших на момент обследования работу (безработных) — 3% (табл. 2). Примерно половина (51%) населения, занятого в экономике, обучались на курсах повышения квалификации, 17% посещали различные любительские курсы, 12% — курсы для получения новой профессии, 10% — курсы иностранных языков.

Почти в половине случаев (46%) посещение различных курсов дополнительного обучения оплачивалось за счет средств работодателя. Среди не занятых в экономике наибольшей популярностью пользовались любительские курсы (35%) и курсы по получению новой профессии (29%) (рис. 3).




Опрос руководителей образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дополнительного образования для взрослых

В 2012 г. тематика Мониторинга экономики образования была расширена — в обследования включена сфера дополнительного профессионального образования. В связи с этим проведен специальный опрос руководителей образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дополнительного образования для взрослых.

Целью обследования стала оценка их поведения и стратегий как участников рынка образовательных услуг. Прежде всего организаторов опроса интересовали представления руководителей о рынке программ дополнительного образования для взрослых, их видение современного состояния и перспектив развития их учреждений (они выступают как эксперты и как лица, принимающие ответственные решения в области профессионального образования).

Целевой группой в данном обследовании являлись ректоры, проректоры академий, университетов, научно-исследовательских институтов, корпоративных университетов, директора, заместители директоров по учебной работе техникумов, колледжей, училищ, лицеев и других организаций, реализующих программы ДПО взрослых.

Результаты опроса свидетельствуют о высокой востребованности дополнительного профессионального обучения. Наблюдается устойчивая тенденция расширения этого сегмента на рынке образования. Так, по данным опроса, за период 2009–2012 гг. более половины (54%) опрошенных руководителей отметили увеличение доходов от реализации программ ДПО, 17% организаций имели постоянный уровень дохода, 15% респондентов отметили снижение объемов финансовых потоков (рис. 4).



Оценки ожидаемых доходов за 2013 г. вполне оптимистичны, однако более умеренны в сравнении с динамикой прошлых лет. Роста доходов ожидают 45% опрошенных, 13%, напротив, полагают, что они снизятся. Пятая часть руководителей считают, что объем доходов не изменится, четверть опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.

Основные факторы, обусловливающие динамику доходов, — стоимость обучения и численность слушателей. В ходе опроса 43% руководителей заявили, что стоимость обучения в их образовательном учреждении будет повышаться, половина опрошенных организаций планирует оставить цены на прежнем уровне. 60% руководителей считают, что стоимость обучения на программах ДПО в их учреждениях находится на среднерыночном уровне. Четверть опрошенных полагают, что стоимость их программ «несколько ниже» среднерыночных, 7% — что она «несколько выше». Никто из опрошенных руководителей не устанавливает стоимость обучения существенно выше аналогов, «демпингом» занимаются 7% учреждений. Уникальными по совокупности различных аспектов программы свои образовательные продукты ДПО считают 5% руководителей.

За последние три года численность слушателей программ ДПО в 53% организаций увеличилась, 15% отмечают снижение, еще 30% считают численность обучающихся на программах ДПО неизменной. Увеличения соответствующего показателя в 2012/2013 учебном году ожидают 41% респондентов, треть опрошенных считают, что слушателей будет столько же, сколько в прошлые годы, пессимистичные оценки дали около 13% экспертов.

Лояльность клиентов и гибкость ценовой политики образовательных учреждений ДПО обеспечивает система скидок. Наиболее распространены скидки постоянным клиентам — как частным лицам, так и организациям, оплачивающим обучение своих сотрудников. Так, для организаций-работодателей, регулярно направляющих своих специалистов на обучение, предусмотрены скидки до 30%. Доля слушателей, получающих такую скидку, в среднем достигает 40%. Аналогичный вид скидки предусмотрен и для частных слушателей: при повторной покупке образовательного продукта (другой программы) она достигает 25% и предоставляется 20% клиентов. В рамках рекламных акций («Приведи друга», сезонные скидки, «… лет организации» и др.) 10%-ную скидку получают 20% клиентов (табл. 3). Оптимальной систему скидок в своем учреждении считают 70% респондентов: она позволяет привлекать новых клиентов и обеспечивает повторные покупки образовательных программ (как известно, удерживать клиента гораздо сложнее, чем привлечь нового). Именно поэтому в ближайшее время эти учреждения не планируют вводить изменения в политику скидок. 30% руководителей испытывают необходимость в изменениях, но конкретные решения большинство (75% планирующих изменения) будет принимать «по ситуации».


Финансовым состоянием своей организации довольны 95% респондентов, недовольны — 5%. Текущее состояние информационного обеспечения дополнительного образования взрослых не удовлетворяет спрос на количественные и качественные данные об этой сфере деятельности. Сложившаяся практика статистической отчетности пока не обеспечивает всестороннего представления о состоянии, структуре и тенденциях развития непрерывного образования во всем его многообразии и в едином комплексе. В связи с этим в 2013 г. в рамках Мониторинга экономики образования проводится еще одно специальное обследование: опрос потребителей соответствующих услуг — слушателей программ/курсов дополнительного образования, участников внутрифирменного обучения и слушателей любительских курсов, в том числе по обучению вождению автомобиля. Также в 2013 г. будет продолжено обследование организаций, оказывающих услуги дополнительного обучения взрослых. Основной его целью является формирование более детального представления об их стратегиях.