О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Мы нечасто задумываемся над тем, что образование дарит счастливые переживания, непосредственно связанные с различными его аспектами. Педагоги, исследователи проблем образования редко говорят и пишут об этом.

Но вот читаем у профессора Свободного университета (Берлин) Петера Биери в статье «Что значит быть образованным человеком?» следующее: «Испытываешь радость, если удается лучше разобраться в каком-то фрагменте действительности, чувство освобождения, когда стряхнешь с себя какой-нибудь тягостный предрассудок, удовольствие при чтении книги, бросающей луч света в глубь истории.
Порой бываешь потрясен кинофильмом о совершенно чужой и незнакомой жизни, переживаешь душевный подъем, узнав новые слова, описывающие твой собственный опыт. Мы радостно изумляемся, когда вдруг начинаем лучше понимать себя, бываем окрылены, если удается бросить накатанную жизненную колею и тем самым убедиться в своей способности к самоопределению».

А если обратиться к классикам педагогики, то у выдающегося педагога Яна Амоса Коменского в «Великой дидактике» находим такое пожелание: «Чтобы занятия велись наиболее легким методом, который не только не отвращал бы от наук, а к ним привлекал бы, точно какая-то приманка, и дети <…> должны испытывать не меньшее удовольствие от обучения, чем если бы они целые дни занимались игрой в орехи, в мяч или беготней».

В том же труде Коменского читаем о методе преподавания: «Метод должен разумно сочетать приятное с полезным <…> Кроме того, чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы всё, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в виде бесед, состязаний, разгадывания загадок или в виде притч или басен».

Другой известный деятель образования Адольф Дистервег в «Руководстве к образованию немецких учителей» писал: «Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил <…>

Зададим еще раз вопрос: чем можно приохотить ученика к учению, чем внушать ему чувство радости при изучении предмета? Во-первых, любовным отношением к последнему: любовь учителя к предмету передается ученику; во-вторых, тем, что предполагаешь охоту к учению в ученике во время учения; в-третьих, что само собой разумеется, — дидактическим изложением предмета; в-четвертых, и главным образом, — возбуждением у ученика чувства и сознания, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед. Радостное сознание знания и умения!» Утверждение, что образование должно приносить удовольствие (радость) не является общим местом в педагогической литературе. Но как показано выше, педагоги разных веков говорили и говорят о необходимости этой составляющей в деле образования.

Скорее это идеал, к которому стремились и Коменский, и Дистервег, и другие великие педагоги, понятно — недостижимый для большинства реально получающих образование. Однако сегодня в повестку дня встает задача сделать так, чтобы образование дарило многим счастливые моменты и даже удовольствие. Связано это с тем, что образовываться приходится теперь в течение всей жизни. Трудно представить себе, что человек будет получать в течение жизни знания таким образом, как будто ему пришлось отбывать некую повинность, т. е. всегда без удовольствия.

Конечно, если жизнь ставит перед обучающимся задачу «образовывайся, иначе пропадешь», то в отсутствии выбора придется подчиняться. Но плохо, когда образование в виде «ярема барщины» тяготит миллионы людей, да и формирование гармоничной, всесторонне развитой личности при таких образовательных условиях, полагаем, дело более чем проблематичное. «Главное назначение образования взрослых — удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей в период их самостоятельной жизни, повысить их компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни».

В самом общем виде в образовании взрослых можно выделить две ведущие подсистемы: профессиональную и общекультурную (общее образование). Первая связана с повышением квалификации, переподготовки и т. д. (инструментальный подход). Вторая — с удовлетворением «внепрофессиональных» общекультурных потребностей людей как творческих личностей, граждан, родителей, представителей тех или иных этнических общностей и т. д. Но удовлетворять потребности (любые) человек может по-разному. Можно удовлетворить потребность в еде, просто «побросав внутрь себя топливо» и тем самым заправив свой организм для дальнейшей жизнедеятельности. А можно, сев за красиво сервированный стол, под приятную музыку насладиться вкусом хорошо приготовленной пищи. К тому же можно при этом вести приятную, а бывает, и полезную беседу. Таким образом, одновременно удовлетворяются не только физические, но и духовные потребности.

Полагаем, не случайно интеллектуалы решали большие творческие задачи за обедом. Вспомним знаменитый обед К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в «Славянском базаре» или торжественный обед в честь Ш. Фурье, устроенный петрашевцами. Совмещать полезное с приятным, более того, делать приятным полезное — вот, на наш взгляд, ключ к сближению двух направлений в непрерывном образовании в течение всей жизни: направления инструментального и просвещенческого. Просвещенческое, или либеральное в широком смысле этого слова, видение непрерывного образования, в рамках которого само образование выступает как самостоятельная ценность, рассматривает как цель постоянное всестороннее развитие и самореализацию индивида.

 В случае же «инструментальной», прагматической интерпретации акцент ставится — как для индивида, так и для всего общества, — на приобретение «осязаемых» благ, конкретных, экономически выраженных результатов. Два основных подхода к понятию «образование в течение всей жизни», сложившиеся в 70-е годы прошлого века и нашедшие свое отражение в важнейших международных документах, сейчас являются определяющими. В течение последнего десятилетия прошлого века произошло сближение этих подходов и даже определенное переплетение их в единое целое.

Это нашло отражение в одном из наиболее удачных и полезных с практической точки зрения (по мнению экспертов) документе ЮНЕСКО — докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище». В докладе сказано: «Следует продвигать концепцию образования на протяжении всей жизни со всеми ее преимуществами — гибкостью, разнообразием и доступностью во времени и пространстве <…> Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе».

Безусловно, исключительно значимым является осознание международным сообществом необходимости непрерывного образования в течение жизни. Но, на наш взгляд, еще более существенна постановка во главу угла вопроса о необходимости непрерывного развития человеческой личности, что, убеждены, невозможно без постоянного общекультурного развития. Смыслом и ценностью образования на протяжении всей жизни становится личность обучаемого, развитие ее индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры — материально-практической, социальной, духовной, формирование у них способностей к ее сохранению и развитию. В отличие от прагматичного обучения, когда человек приобретает знания, умения, навыки, чтобы потом чего-то достичь, образование — процесс, когда человек сам себя образует, связан с тем, чтобы став кем-то , прибывать в мире на свой собственный лад. А образовываться, полагаем, лучше, получая от этого процесса удовольствие.

Как отмечено в докладе, изданом в 2011 году, "Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад" : «Образование открывает нам новый аспект счастья: яркое постижение жизненного момента через поэзию, живопись, музыку. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в многослойном целом, что зовется человеческой культурой». Прийти к этому «яркому постижению жизненного момента» можно лишь через общекультурное развитие, а в рамках его — непосредственно через художественное образование. «Один из приоритетов современного образования — это развитие интеллектуально-творческой личности (независимо от сферы будущей профессиональной деятельности молодых людей), что объективно предполагает усиление гуманитарной составляющей образования на всех его ступенях, в том числе актуализацию образовательного потенциала искусства <…> В российской педагогической традиции художественное образование рассматривается в связи с формированием отношения человека к искусству: любви к искусству, необходимости общения с ним, понимания смысла искусства и его предназначения, наконец, стремления к овладению соответствующими знаниями, художественными умениями и навыками».

«…Но, как видим, развитие образования никоим образом не связано с усилением культуротворческой его роли. Дело не только в качественном преподавании музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры (хотя эти предметы пока остаются в массовой школе единственными очагами культуры). Недооценка искусства, отношение к нему как к “вспомогательному средству“ девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека. Пока мы не поймем, что искусство не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на подобную ситуацию в образовании».

Насколько оправдан такой подход, особенно при рассмотрении образования взрослых в течение всей жизни? Полагаем — оправдан. Ведь, что значит развитие творческой личности? Это формирование субъекта, который способен творить, т. е. создавать нечто новое, как в профессиональной деятельности, так и в вопросах реализации своей личности в жизни, в обществе. По нашему твердому убеждению, любой творец должен обладать по крайней мере двумя качествами: метафоричностью языка и образностью мышления. «Метафору в науке используют в двух разных случаях. Во-первых, когда ученый открывает новое явление, иначе говоря, создает новое понятие и подыскивает ему имя. Поскольку новое слово окружающим ничего не скажет, он вынужден прибегнуть к повседневному словесному обиходу, где за каждым словом уже записано значение.

Ради ясности он в конце концов избирает слово, по смыслу так или иначе близкое к изобретенному понятию. Тем самым термин получает новый смысловой оттенок, опираясь на прежние и не отбрасывая их. Это и есть метафора“. …Вторая, куда более глубокая и насущная, роль метафоры — в познании. Мы нуждаемся в ней не просто для того, чтобы, найдя имя, довести наши мысли до сведения других, — нет, она нужна нам для нас самих: без нее невозможно мыслить о некоторых особых, трудных для ума предметах». Убеждены, это справедливо не только для ученого, исследователя, но и для каждого образовывающего себя человека. Ведь в процессе образования, обучения всегда приходится работать с текстами тех, кто занимается исследованиями. Не важно, в каком виде и на каком носителе они представлены. Очень трудно, не владея метафоричностью языка, понимать то, что хотят сказать авторы этих текстов, открывающих новое, ведь они постоянно прибегают к метафорам.

Поэтому образовывающийся должен развивать способности, с одной стороны, понимания такого рода языка, а с другой — применения его. Путь здесь один: через постоянное культурное развитие, через художественное образование в области литературы, поэзии. «Поэзия изобретает метафоры, наука их использует, не более. Но и не менее». Образное мышление — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Будучи более тесно связанным с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Это крайне необходимо личности, образовывающей себя, в наш постоянно изменчивый, неустойчивый, протекающий в невероятном темпе век, требующий от человека, который хочет за ним угнаться, отражать действительность по-возможности адекватно, чтобы правильно и результативно реагировать на происходящее вокруг него, с ним самим. И здесь за выходом из сложной жизненной ситуации полагаем необходимым опять-таки обратиться к художественному образованию. Ведь художественный образ, являющийся центральной категорией любого искусства, это модель, которая развивает образное мышление человека.

Многогранность, многокрасочность, особая достоверность художественного образа — это как раз и есть реальное отражение участков, фрагментов действительности, а порой и предвосхищение ее. Подведем итоги. Непрерывное образование в течение всей жизни — это потребность нашего времени, получившая свою институализацию в важнейших международных документах, национальных доктринах образования, реализующаяся в реальности нашего времени.

Осуществляются образовательные процессы по двум основным концептуальным направлениям: инструментальному и просвещенческому. Человек поставлен современной действительностью в положение, когда он вынужден постоянно образовываться, и, убеждены, что делать это лучше с удовольствием. В образовании присутствуют важные составляющие, которые рождают в обучающемся чувства удовольствия. Выявлению этих составляющих способствует художественное образование. Отсюда можно сделать вывод, что художественное образование необходимо для взрослого человека, образовывающегося в течение всей жизни.

По материалам www.ecolife.ru