О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Метафора: «3 кита» - основы основ, на которых держится Земля. На чем основывается успех бизнес-тренера? Можно выделить 3 составляющие, необходимые для успеха в этой профессии.

1. Профессиональные компетенции

Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что бизнес-тренер – это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями. Также и специальную подготовку, которая все это дает.

Зачастую представление о тренерских компетенциях у новичков, да и не только, очень узкое. Что необходимо тренеру? – Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, зажигательно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и … Сам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого – импровизация и собственное мастерство ведущего.

На самом деле, профессиональные компетенции бизнес-тренера значительно шире, а тренинг – не только процесс обучения. Это еще и:

- инструмент в решении задач организации, который важно уметь грамотно применять;

- продукт, нуждающийся в продвижении на внешнем рынке или внутри своей компании;

- учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями;-

компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала;

- этап работы бизнес-тренера (один из 6-ти (!), о других этапах участники впервые узнают на тренинге).

Чтобы подготовить бизнес-тренера, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой. Программа тренинга тренеров «БИЗНЕС-ПРОФЕССИОНАЛ» строится на Модели тренерских компетенций, разработанной Российской Академией Бизнес Образования (РАБО) в целях профессиональной аттестации бизнес-тренеров. Это означает подготовку профессионального бизнес-тренера, способного самостоятельно провести весь цикл работ по обучению персонала: от прояснения запроса на тренинг и диагностики потребности в обучении до этапа оценки эффективности обучения и организации посттренинговых мероприятий.

Полнота знаний и владение технологиями на всех этапах работы дают возможность выпускникам программы разрабатывать и проводить свои тренинги сразу после обучения.

2. Личность тренера 

Личные качества (личные компетенции) тренера столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального тренерского портрета, под который участникам стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории. Главное, чему учит тренинг тренеров – осознанному проявлению своей индивидуальности в рамках тренерской работы. Учимся работать с собой, формируем особую субличность – «Я-Тренер».

Как это происходит на тренинге?

Во-первых, проявление участников в различных профессиональных ситуациях. Система индивидуальных тренерских заданий для каждого: с первого же дня каждый работает с группой, проводит разминки, упражнения, игры.

Во-вторых, обратная связь: интервизорская и супервизорская от участников группы и тренера, в том числе с разбором видеозаписей, которые являются неотъемлемой частью обучения.

В-третьих, рефлексия, осознание собственных компетенций, индивидуальных особенностей. Особенно эффективна в групповой работе с ее многообразием проявлений и возможностью сравнивать.

И, наконец, принятие своей тренерской индивидуальности: Какой я тренер? В чем мои сильные стороны, и каковы мои ресурсы? Как воспринимает меня группа: что стоит принять как должное, а что возможно изменить? Определение дальнейшего развития.

Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе (принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер), осознанном их использовании в тренерской работе.

Такой индивидуальный подход к развитию личных компетенций будущих тренеров возможен в том числе, потому что количество участников в группе не превышает 10 человек.

Формируя индивидуальное «Я-Тренер», ценно соотнести себя и с 3-мя тренерскими типами, на основе структограммы: какой я – «Синий», «Красный» или «Зеленый» тренер? И как, соответственно воспринимает меня группа.

Многие участники тренерских программ отмечают, что почувствовать себя тренером им помогло наблюдение за разными тренерами, ведущими обучение: они увидели, что на практике успешными могут быть разные стили, и разные тренеры. А значит и они тоже!

3. Бизнес-мышление

Как любит повторять мой коллега, в слове «бизнес-тренер», «бизнес» пишется первым. Что это значит? Тренер, работающий в компании, должен мыслить бизнес-категориями, знать ситуации современных организаций. Тренинг тренеров «БИЗНЕС-ПРОФЕССИОНАЛ» - это практический курс овладение профессией «бизнес-тренер» в соответствии с реалиями современного бизнеса. Вот несколько ключевых аспектов, которые мы заложили в программу, чтобы сделать ее максимально эффективной.

А. Программа подготовки именно БИЗНЕС-тренеров, в отличие от множества тренингов тренеров, где обучают проводить как тренинги личностного роста, так и бизнес-тренинги. На наш взгляд, бизнес-обучение имеет существенные отличия, которые определяют необходимость подготовки бизнес-тренеров в самостоятельном формате:

- ориентация на конкретный запланированный результат;  

- достаточно жесткий временной формат и высокая динамика, не предполагающая глубокого погружения в личностный пласт в работе с участником;

- совмещение целей компании и индивидуальных целей участников обучения в едином процессе обучения;

- оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности специалиста;

- ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы специалиста.

Б. Состав участников группы. Это специалисты, сотрудники компаний, имеющие профессиональную подготовку и ориентированные на дальнейшее профессиональное развитие в организации. Такая целевая аудитория дает дополнительный эффект – участники обмениваются опытом работы в своих компаниях.

В. Ведущие программы – практикующие бизнес-тренеры, отлично знающие тренинговый бизнес, побывавшие во всех тренерских «ипостасиях»: тренинг-менеджерами в организации, независимыми тренерами, тренерами-консультантами консалтиноговых компаний;  руководителями. Для каждого из нас бизнес-тренинги - не просто профессия, а, в первую очередь, БИЗНЕС, в котором мы успешны. Именно это мы передаем своим выпускникам.

В бизнесе недостаточно научить специалиста, что и как делать. Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?

В ответах на эти вопросы, наши выпускники порой удивляют нас самих: они не только работают бизнес-тренерами, но и обучают своих подчиненных, будучи руководителями отделов, проводят тренинги для организаций и имеют солидный дополнительный заработок, и даже открывают свои тренинговые компании!

Но, пожалуй, самое важно, - они становятся тренерами для самих себя. Ставят перед собой цели: где работать, как работать, какие тренинги и на какие темы я хочу вести; и определяют пути их достижения. 

Галина Елисеева