О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Где лучше работать: в российских или иностранных компаниях? Компания Antal Russia опросила две сотни российских руководителей среднего и высшего звена, чтобы выяснить, какие преимущества и проблемы различают отечественные менеджеры в работе в локальных и иностранных компаниях.

Среди преимуществ выбора карьеры в российских компаниях названы: привычность менталитета, более высокие зарплаты, большая ответственность, более широкий круг полномочий и сравнительно быстрый вертикальный карьерный рост. Среди недостатков — использование «серых» схем выплаты, отсутствие соцпакетов, слабая корпоративная культура и отсутствие коллегиальной системы принятия решений.

Судя по результатам опроса, главными преимуществами карьеры в международных компаний менеджеры считают: стабильность, надежность, прозрачность, более широкие возможности для профессионального развития, возможность перенимать международный опыт, сильная корпоративная культура, деловая этика, соблюдение трудового законодательства, «белая» зарплата и хорошие соцпакеты. Недостатки международных компаний: бюрократия, необходимость согласовывать решения с головным офисом, ограниченные возможности карьерного роста, более низкий уровень заработных плат.

«Российские компании уже не всегда ассоциируются с чем-то пост-советским, ресурсно-ориентированным», — считает Дмитрий Гастен, старший менеджер отдела управленческого консультирования, КПМГ в России и СНГ. На его взгляд, прошедшие период бурного развития и успевшие стабилизироваться и наладить эффективные процессы управления персоналом, многие из них также предоставляют возможности для карьерного роста и конкурентные мотивационные схемы. «Тем не менее на практике значительный круг российский компаний испытывает сложности с делегированием полномочий. Компании иерархичны, с замыканием большого круга вопросов на высшее руководство,» — говорит Гастен. В результате, на его взгляд, страдает объем полномочий менеджеров среднего звена.

«С другой стороны, крупный международный бизнес — это, разумеется, корпоративная культура и традиционные этические стандарты, возможность получить принципиально иной уровень корпоративного образования и в ряде случаев более широкий диапазон карьерного роста, — рассуждает эксперт КПМГ. — Однако и российский, и международный бизнес неоднороден. Стоит учитывать, например, размер бизнеса: с точки зрения карьерного роста сложно найти достаточное количество общих черт в IT-стартапе, ресурсном гиганте и международном FCMG бизнесе».
«Несмотря на то что времена, когда предложения по зарплате иностранных компаний отличались в два раза от российских, остались позади, все же, надо отметить, что авторитет иностранных работодателей остается довольно высоким, — уверена Ася Колосова, руководитель отдела по подбору персонала PwC в Россиии. — Полагаю, во многом это может быть связано с особенностями корпоративной культуры, существующей во многих иностранных компаниях». На ее взгляд, прозрачный план продвижения по карьерной лестнице, расширенный социальный пакет, атмосфера в офисе, регулярная выплата «белой» зарплаты, обучение за счет компании, репутация мирового бренда — составляющие стабильности, которую неизменно предоставляют многие иностранные компании на нашем рынке и которую так ищут кандидаты в наше нестабильное время. По мнению Колосовой, кандидатов в иностранных компаниях также привлекают возможность стажироваться в головной организации или филиалах за рубежом, возможность работать в межкультурной среде, обмениваться опытом, совершенствовать знания английского языка.

«По данным последнего отчета PwC, возможность учиться и развиваться в профессиональном плане, важнее денежного вознаграждения для представителей нового поколения, миллениалов, на долю которых к 2020 г. будет приходиться 50% трудовых ресурсов, — замечает эксперт PwC — Но я бы не стала говорить однозначно, что все западные компании столь хороши, а все российские — не очень. Сейчас уже образовалось довольно большое количество российских компаний, которые сформировали, так сказать, “прозападную” корпоративную культуру и по своей сути очень сильно близки или совсем не отличаются от иностранных фирм».

По материалам газеты "Ведомости"