О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Будьте бдительны: социальные сети могут погубить вашу карьеру На одном фото вы на корпоративе учите коллег исполнять стриптиз. На другом – в костюме Бетмена на фоне пестрого настенного ковра. А вот пошло срифмовали фамилию мэра. Думаете, личная информация из социальных сетей не интересует начальство? Оно уже все видело и сделало выводы. В этой статье вы узнаете, какие именно.

Вредят и еще как – если вы публикуете в них три вида нежелательного контента, которые мы назовем ниже, и при этом пребываете в полной уверенности, что начальство не заглянет в ваш профиль. А оно наверняка полюбопытствует. Социальные сети будут кстати, если работодатель хочет получить о кандидате дополнительную информацию и принять конечное решение о его трудоустройстве. К этому выводу давно пришли на Западе – там подавляющее большинство рекрутеров и представителей компаний постоянно мониторят профили кандидатов и действующих сотрудников в социальных сетях. Больше всего боятся появления постов с информацией о наркотиках, алкоголе, размещения жалоб и ругани в адрес нынешнего и бывшего работодателей, а также фактов, свидетельствующих о недостаточной профессиональной квалификации или предоставления о ней заведомо ложных сведений.

Что касается России, то в нашей стране интерес работодателей к профилям сотрудников в социальных сетях также неуклонно растет, при этом многие из них считают свой интерес к такой информации совершенно обоснованным и полезным. Другие в то же время парируют – какая разница, увлекается ли будущий или нынешний сотрудник закаткой огурцов с собственного огорода или шедеврально танцует гопак, выкладывая в сеть соответствующие фотоотчеты, если у него отличное резюме и большой опыт работы? Мнения экспертов разделились.

Не всякому начальству интересен ваш профиль

Для профессионального рекрутера сетевой профиль кандидата не столь важен и на него точно не будут опираться как на основной источник информации, считает менеджер по персоналу Cornerstone Вероника Гущина: «Я, например, никогда не просматриваю профили в социальных сетях, уделяя внимание только предоставленному кандидатом резюме. Также многие работодатели обращаются к социальным сетям уже после собеседования лишь для закрепления полученного впечатления от встречи и понимания, насколько органично кандидат может вписаться в корпоративную культуру и коллектив.

Я считаю, что большой необходимости в этом нет, поскольку хороший рекрутер после изучения предложенного резюме и проведенного интервью уже должен понимать, насколько кандидат подходит для компании. Информация же из социальных сетей может сбить хедхантера с толку и лишить компанию звездного специалиста, а ведь все мы не без своих «тараканов в голове».

С Вероникой Гущиной согласен старший консультант банковской практики рекрутинговой компании Marksman Илья Чепрасов. По словам эксперта, решение о приеме сотрудника на работу принимается на основе его профессиональных компетенций, потенциального опыта работы с сопоставимым по масштабу бизнесом, информации об успешно реализованных проектах, персональных качеств и рекомендаций от бывших коллег и руководителей. «Я ни разу не слышал, чтобы HR-менеджер в процессе переговоров с кандидатом специально искал компрометирующую информацию о нем в социальных сетях, скорее, такой инструмент используется как дополнительное средство коммуникации с коллегой. По моему опыту, в России работодатели не придают особого значения личной информации, размещенной в социальных сетях, да и сами сотрудники компаний, особенно в крупных организациях, стараются максимально сдержанно публично высказывать точку зрения на темы, которые могут быть неоднозначно восприняты руководством компании, – говорит Илья Чепрасов. – В любом случае, со своей стороны рекомендовал бы при размещении материалов и фотографий, оценивать возможность того, что их увидит руководитель или коллега, а учитывая, что все мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию, это может привести к сплетням и возможному осуждению со стороны коллег, даже если вам кажется, что информация вполне безобидна».

Их это касается

В свою очередь, президент iConText Group Мария Черницкая уверена в обратном: для работодателя социальные сети весьма полезны. А кандидатам, которые публикуют в них все подряд, могут оказать медвежью услугу. «Вот сидит нарядный кандидат на собеседовании, в костюмчике и с причесочкой. Закатывая глаза, сладко поет о том, как хочет работать именно у вас. О том, как ценит корпоративную культуру и хочет принести пользу вашей компании. Что будет не досыпать, не доедать и только трудиться, не покладая рук, – рассказывает Мария Черницкая. – Но вот за милым кандидатом закрывается дверь, и вы заходите в социальные сети и видите там такое, от чего на голове начинают шевелиться волосы. Тут и сопли о том, что жизнь не удалась, и откровенные фотки, и проклятия в адрес капиталистов, и радикальные политические высказывания. И тут нанимающая сторона крепко задумывается. И об обмане, и по существу высказываний. Декорации можно сменить на заказчик-клиент; начальник-подчиненный… Вот и получается, что любые вольности в соцсетях – только для друзей. И вот ты уже задумываешься, говорить ли, что думаешь о… да о чем угодно. Куда не плюнешь, все равно можешь попасть в кого не надо. И, да, я читаю, что пишут в соцсетях те, кого я беру на работу. И что пишут те, кто у нас уже работает».

Менеджер по подбору персонала RichartsMeyer | Recruitment Group Светлана Петрова согласна с Марией Черницкой: «По опыту могу сказать, что работодатели достаточно часто просматривают аккаунты потенциальных сотрудников в социальных сетях. Благодаря этому есть возможность узнать о кандидате дополнительную информацию, которой нет в резюме. Личные фотографии, интересы, круг общения, да и просто позиционирование себя в сети порой может стать основным фактором при принятии решения о найме на работу. Поэтому соискателям я бы посоветовала сначала привести в порядок свои публичные профили, избавиться от провокационных фото, сомнительных ников, а потом уже искать работу».

Исполнительный директор студии МартДизайн Анна Кармишина поддерживает коллег: «Мы всегда смотрим профили не только кандидатов, но и клиентов, партнеров. Профиль в социальной сети удобен тем, что позволяет лучше понять человека, его стиль общения, вкусы и интересы, социальное окружение. При этом сам вопрос немного сродни тому, чтобы спросить, не вредит ли карьере фотография в вашем резюме – конечно, вредит, если вы метите на позицию начальника отдела в банке, а на фотографии вы на фоне вашей машины в стильных трениках. К сожалению, многие забывают о том, что личный профиль – это публичная информация, и то, что вы там говорите и делаете, доступно для всех, в том числе и для потенциального работодателя. Профиль сам по себе не помогает и не вредит, а вот ваш образ, создающийся через этот профиль, может повлиять на решение о проведении собеседования».

Какой контент раздражает и настораживает работодателя больше всего?

Улика номер один: вульгарные и компрометирующие фото

К этой категории контента, которая производит впечатление в плохом смысле этого слова, относятся фото с дружеских вечеринок, корпоративов и других мероприятий, где герой показал себя не в лучшем свете – подшофе, исполняя в зале заседаний любительский стриптиз или в попытке запечатлеть поцелуй в декольте главного бухгалтера. Разномастную вульгарщину, в том числе унылого псевдоэротического содержания на фоне настенных ковров выставляют и соискательницы, и соискатели. Цель – показать себя общительным и раскрепощенным человеком, душой компании и светского общества, прекрасно владеющим своим телом. Только вот работодатели, глядя на эти шедевры досуга, морщат носы. По словам консультанта «ВИЗАВИ Консалт» Ирины Леоновой, здесь все зависит исключительно от кандидата и рассматриваемой позиции. «Не могу сказать, что если увижу фотографии веселого препровождения времени, то меня это отпугнет, ведь отдыхать тоже нужно. Но, к сожалению, часто просматривается низкий уровень культуры человека, поэтому формулировки «меня не взяли на работу, потому что в моем профиле есть фото с алкогольными напитками» редко соответствуют действительности. Просто не сложилось впечатления о кандидате, как о разносторонней, зрелой личности. Особенно часто мы в «ВИЗАВИ» сталкиваемся с такими ситуациями, при подборе личных помощников и секретарей, здесь, прежде чем звать на собеседование, просматриваются профили в социальных сетях. Часто можно встретить вульгарные фотографии неопрятных соискательниц. Естественно о дальнейших переговорах речи идти не может».
Показателен и еще один кейс. Рассказывает Мария Л., интернет-редактор: «В редакции, где я работала пару лет назад, одна из моих коллег, с виду совершенно спокойная и в общем даже неприметная девушка, однажды выставила в своем аккаунте несколько эротических фото, которые сделала сама же на мобильный телефон. Если это и возбуждало, то только волну смеха и глумления – фото были ужасного качества, впрочем, и сама модель не блистала. Не уверена, что кто-то хоть раз «лайкнул» это творчество, зато в компании над ним не посмеялся только ленивый, хотя девушка, поняв свою ошибку, поспешила убрать позорные фотографии. Однако пищи для обсуждения хватило надолго – кто-то успел скопировать эти шедевры и показать тем, кто был еще не успел ими восхититься. Все-таки работу следует отделять от личной жизни, иначе можно остаться непонятым».

Улика номер два: ложь относительно профессиональных компетенций и опыта

Хорошо подготовившись к собеседованию, можно пустить пыль в глаза даже опытному работодателю. А вот Facebook или другая сеть в таких случаях помогает последнему снять розовые очки.
«В моей практике был случай, когда компания искала сотрудницу на позицию персонального ассистента, – рассказывает Светлана Петрова, – выбрав одну из кандидаток, руководитель решил ознакомиться с ее аккаунтом в Facebook. Зайдя на ее страницу, он обратил внимание на переписку на английском языке под одной из фотографий. Совершенное знание английского было основным требованием к вакансии, поэтому заметив всего одну грубую ошибку, работодатель сразу же отказался проводить интервью с этой кандидаткой, несмотря на то, что изначально резюме ему очень понравилось».

При этом эксперты единодушно отмечают – прежде всего работодатель интересуется профилями кандидатов, претендующих на младшие и средние менеджерские позиции. Когда речь идет о профессионалах высокого уровня, работодатели не склонны искать их профили в соцсетях.

Улика номер три: острые политические и религиозные высказывания, а также критика бывшего и нынешнего работодателей

Каждый человек, безусловно, имеет право на личные политические, религиозные, эстетические и любые другие пристрастия. Другой вопрос в том, стоит ли публиковать подобные манифесты там, где их сможет увидеть начальство, а оно, в свою очередь, бывает весьма осмотрительно. По словам руководителя департамента аутсорсинга и аутстаффинга Antal Russia Александра Покрасова, не стоит размещать на своих страницах фотографии, ссылки и прочие данные, которые могут насторожить или «отпугнуть» работодателя, или, воспользовавшись никнеймом, лучше завести второй профиль, доступный только друзьям. «Кроме того, не следует вступать в политические, религиозные и другие подобные дискуссии, рьяно отстаивая свое мнение, так как велика вероятность задеть кого-то из коллег, что может не очень хорошо сказаться на рабочих отношениях», – советует эксперт.

Профессиональные сети вам в помощь

Подводя итоги вышесказанного, можно вывести идеальную форму активности в соцсетях, которая не будет раздражать начальство и даст полную свободу самовыражения ее хозяину: создать профиль «для друзей» – с частной информацией, спорными фото и шутками, которые поймут лишь избранные, – его лучше сделать закрытым. И параллельно завести профили в профессиональных соцсетях – E-xecutive.ru, LinkedIn, Профессионалы.ru, которые помогут создать качественный деловой образ и предоставить необходимую информацию о компетенциях.

Ирина Леонова подтверждает – такие сети весьма полезны: «Все чаще при поиске кандидатов мы обращаемся к ним. Это дает возможность рассмотреть более широкий круг претендентов, ведь далеко не все, кто зарегистрирован, допустим, в LinkedIn, находятся в активном поиске работы, это просто инструмент, позволяющий поддерживать и развивать профессиональные связи. А для работодателя это шанс заинтересовать подходящего профессионала и рассказать о возможностях, которые дает компания. Для потенциального претендента есть свои плюсы: информация о том, насколько условия в его нынешней компании соответствуют рыночным, можно давать рекомендации на коллег, которым сейчас это необходимо, тем самым развивая отношения, или поможет связаться позднее с написавшем рекрутером, когда надумает выходить на рынок труда».

При этом эксперты советуют максимально подробно заполнять свои профили, не ограничиваясь информацией о дате рождения, образовании и нынешнем месте работы. Илья Чепрасов советует: «До сих пор существует проблема, связанная с тем, что при заполнении профиля люди указывают только свою должность и мало уделяют внимания описанию своих обязанностей. Иногда это приводит к тому, что HR-менеджер может пропустить их резюме, отнеся его к нерелевантным. Поэтому при заполнении профиля в социальных сетях рекомендую размещать информацию не только о текущем опыте и предыдущих местах работы, но и подробно описать функциональные обязанности и успешные проекты».

При этом рекрутеры отмечают – изначально непрофессиональные сети Facebook и ВКонтакте также могут быть весьма полезными. «Если не говорить о LinkedIn, которая непосредственно ориентирована на объединение профессионалов по всему миру, то Facebook все чаще становится площадкой, где можно найти интересных специалистов в рамках Москвы и Санкт-Петербурга, а ВКонтакте приносит свои плоды в процессе поиска кандидатов в регионах», – заключает Александр Покрасов.

По материалам E-xecutive.ru