О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Так уж сложилось, что в октябре люди чаще всего меняют работу. Зимой в ожидании бонусов многие не спешат покидать рабочее место ради перспективных предложений, весной компаниям не до новичков — подводят итоги финансового года. Лето — традиционно «мертвый сезон», когда работодатели и работники отдыхают друг от друга. Рынок труда оживляется к сентябрю. Наиболее удачливые проходят необходимые собеседования, а в октябре вливаются в новый коллектив.

Первый месяц работы на новом месте — особенный. Зачастую он может определить всю вашу дальнейшую судьбу в компании. Тактику поведения в это время надо выбирать, исходя из особенностей каждой конкретной организации, должностных обязанностей сотрудника и многих других факторов. Но некоторые универсальные советы пригодятся любому «новенькому» и будут не менее полезны руководителю, который хочет помочь новым членам своей команды быстрее адаптироваться. Что же следует сделать за этот период?

1. Познакомиться с коллективом. Попросите своего непосредственного начальника представить вас отделу, в котором вы будете работать, и основным сотрудникам из других подразделений, с которыми вы будете взаимодействовать. Личный контакт — это очень важно. Он позволит вам быстрее влиться в коллектив и ускорит решение всех важных для вас задач. (Да, это элементарно и очевидно. Но из-за нехватки времени или ложной скромности об этом часто забывают и руководители, и сотрудники.)

2. Присмотреться к тому, как общаются между собой сотрудники компании, каков «культурный код» этой организации. Это касается и манеры речи, и манеры одеваться, и культуры пользования ИТ-инфраструктурой и многого другого. В первый месяц необходимо наблюдать и подстраиваться под окружающую среду.

3. Сходить на обед с коллегами. Скорее всего, они и сами вас позовут. А если нет — вежливо напроситесь. Это тоже весьма полезная процедура, которая поможет вам узнать больше о компании — и даже о том, о чем вам никогда не скажет начальник или HR-отдел, да и просто выстроить дружеские отношения с сослуживцами.

4.Понять механизм принятия решений в организации. Принимаются ли они по удару кулака директора или демократическим голосованием? Будет ли наиболее весомым аргументом в споре здравый смысл, последний писк управленческой моды или поддержка самого заслуженного сотрудника? Без этого знания вы не сможете протолкнуть выше ни одну собственную инициативу.

5. Оценить степень своей свободы. Перед тем как без спроса ринуться в бой, стоит узнать, что вам за это будет. Желательно понять, какая степень самостоятельности в принятии решений предоставляется сотрудникам этой организации, приветствуются ли здесь, например, рационализаторские предложения. В одних компаниях участие в жизни смежных отделов поощряется, в других руководство посчитает, что вы зря «распыляетесь». Например, в аутсорсинговом подразделении BDO любой сотрудник может прийти в департамент маркетинга и развития бизнеса или в ИТ-департамент со своим предложением, а за наиболее удачную идею получить премию, даже если его основная работа не связана со сферой применения этой идеи. Но существуют организации и с противоположной практикой. В любом случае постарайтесь не переусердствовать: если вы броситесь улучшать работу соседних отделов, не справившись с собственными задачами, руководство вряд ли оценит ваше рвение.

6. Важно узнать, что в данной организации понимается под служебной субординацией, и соблюдать ее. В одних коллективах ни при каких обстоятельствах нельзя спорить с начальством, а в других альтернативный взгляд, наоборот, поощряется. Как правило, в российских компаниях не принято жаловаться руководителю на коллег, допускающих грубые просчеты или нарушающих правила. Это считается некрасивым и зачастую определяется понятием «стукачество». А вот на Западе это норма. Понять, как принято общаться с коллегами и начальством именно здесь, можно, к сожалению, только опытным путем. Если у соседа по комнате округляются глаза, когда вы предлагаете обсудить альтернативные мнению руководства варианты решения проблемы, значит, мы имеем дело с культурой армейского типа, где приказы не обсуждаются.

7. Провести внутреннюю пиар-кампанию своей деятельности: необходимо объяснить людям, зачем вы пришли и что вы будете делать. (К сожалению, не всегда сотрудникам компании понятно, чем занимается тот или иной специалист. Что делает бухгалтер — ясно, а вот чем занимается финансовый контролер? А PR-менеджер?) То же касается любых просьб и указаний: в первое время как можно подробнее объясняйте людям, для чего вам нужно, чтобы они выполнили ту или иную просьбу или поручение. Во-первых, это особенность человеческой психики: люди охотнее соглашаются на все, что подкреплено хоть какими-то аргументами. А во-вторых, у вас будет хороший шанс сформировать себе группу поддержки на будущее.

8. Кем бы вы ни работали, стоит сразу изучить производственный процесс хотя бы в общих чертах, товары и услуги компании, ее структуру, историю, крупнейших клиентов и конкурентов. Так вы лучше сможете понимать свою роль во всех процессах. Некоторые сетевые магазины, например, в обязательном порядке заставляют всех новых сотрудников (вне зависимости от должности) несколько дней провести «за прилавком» — для лучшего погружения в бизнес компании.

9. В работе — как в семейных отношениях: если в течение первого месяца каждый день приносить своей второй половине кофе в постель, то, как только вы этого не сделаете, вас заподозрят во всех смертных грехах. Если вы не планируете работать сверх своей нормы, проводить на предприятии выходные и жертвовать ради этого личной жизнью — не делайте этого без надобности с самого начала. Выкладывайтесь настолько, насколько вы сможете позволить себе выкладываться всегда, а не только в первые недели работы. Да, иногда руководство ценит трудоголизм (адекватность такого руководства — отдельная тема для обсуждения), и на прохождение испытательного срока он может повлиять положительно. Но если в дальнейшем вы снизите темпы, коллеги решат, что вы расслабились и стали неэффективны. Поэтому показывайте норму, а не максимум.

10. То же касается и желания казаться «славным парнем» по отношению к коллегам: пытаясь наладить отношения с новым коллективом, не переусердствуйте с одолжениями. Тут действует предыдущий совет: если вы сразу начнете всем помогать, на вас, в конце концов, перевесят чужую работу, отказаться от которой в будущем будет куда тяжелее, чем в самом начале. Да и справиться с собственными задачами в этой ситуации будет сложнее.

11. Не стоит «махать шашкой» в первое время. Даже если что-то кажется вам нелогичным или ненужным, не меняйте с ходу правила игры, сложившиеся задолго до вашего появления, постарайтесь сначала разведать обстановку и понять, почему тот или иной процесс устроен именно таким образом, почему определенную должность занимает именно этот человек, почему на производстве используется именно данное оборудование и т.д. Например, если вы пришли на место руководителя и видите неэффективного на первый взгляд сотрудника, не спешите его увольнять — выясните, почему он до сих пор в строю. Возможно, он обладает незаменимым опытом для определенных ситуаций или просто является родственником акционера компании. В любом случае поспешные решения в такой ситуации навредят. Даже если вы пришли совершить переворот в организации, не стоит делать мертвую петлю на незнакомом самолете. Для начала освойтесь. Понаблюдайте сами, опросите нескольких коллег, чтобы собрать разные точки зрения на причины того или иного явления.

12. После такой глубокой разведки вы не только будете готовы решать поставленные перед вами задачи в конкретной организации, но и сможете ответить на самый главный вопрос: а хотите ли вы здесь работать и дальше?

В испытательный срок проверку проходите не только вы, но и организация, в которую вы пришли. Если вы уже после первых недель чувствуете себя некомфортно и понимаете, что некоторые правила и принципы компании противоречат вашим стремлениям и привычкам, — не теряйте свое и чужое время.

По материалам газеты Ведомости