О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Мозговой штурм — проверенная управленческая технология. Однако последние исследования показывают, что он не столько способствует креативности, сколько убивает ее на корню.

Устройство для стрижки овец, садовые ножницы и мачете — всем этим инвентарем был завален офис дизайнерской компании Ideo во время работы над новым аппаратом для стрижки волос. Когда перед дизайнерами Ideo была поставлена задача «оптимизировать» парикмахерские инструменты, сначала сотрудники попытались ее решить при помощи классического мозгового штурма. Они собирались, высказывали гипотезы, соблюдали правила дискуссии — и все без результата. Однако затем инженер Роби Стэнсел просто сходил в соседний магазин инструментов, и принес оттуда все, что в теории можно было использовать для стрижки, включая резак для бумаги и газонокосилку. Все это было свалено таким образом, чтобы остальные члены команды постоянно спотыкались об инвентарь, набивали себе шишки, но при этом задумывались: «А как все эти вещи могут помочь нашей работе?» Через несколько дней в копилке проекта было множество идей по инновационным инструментам для парикмахеров. «Тогда я понял, что, чтобы заставить человека думать, его надо заставить споткнуться, что люди творят только в некомфортной обстановке» — рассказывал потом Стэнсел.

Эту истину уже давно понимали лучшие менеджеры. В здании компании Pixar все туалеты были расположены в одном месте. На таком решении настоял лично тогдашний гендиректор компании Стив Джобс. «Я хочу, чтобы сотрудники постоянно натыкались друг на друга. Нельзя быть креативным, сидя целый день за столом», — говорил Джобс.
А мозговой штурм — это неестественная, мертвая коммуникация. Правила «мозгового штурма» сформулировал в 1953-м году в книге «Прикладное воображение» топ-менеджер рекламной компании BBDO Алекс Осборн. Их набор широко известен: «Ни в коем случае не критикуйте идеи на этапе их высказывания! Не отбрасывайте идеи, кажущиеся нелепыми или сумасшедшими! Старайтесь комбинировать разные идеи друг с другом!». «У мозгового штурма есть только одна проблема. Он не работает», — говорит известнейший американский бизнес-психолог Джона Лерер. Еще в конце 1980-х психологи Диль и Штробе продемонстрировали, что группы «брейнстормеров» производят на самом деле меньше креативных идей, чем те же самые брейнстормеры, работающие по отдельности. «Проблема — в искусственных ограничениях на критику во время брейнсторма. На самом деле, критика, даже не структурированная, пробуждает воображение и порождает непредсказуемые, «неподготовленные» идеи» — говорит Лерер.

Очевидно, фатальная ошибка «мозгового штурма» — именно в его правилах. Креативность возникает там, где люди с разными перспективами вынуждены постоянно взаимодействовать непредсказуемым образом. Конечно, их взаимодействие не всегда будет приятным. Но ведь творчество рождается из конфликтов — а не из абсолютного нуля «толерантности к чужому мнению».

По материалам портала Rabota.ru