О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Работа или творчество: что выбрать и как совмещать. 5 советов Творчество занимает все большую часть вашей жизни, и вы подумываете, не заняться ли только им? Возможно, вы на пороге открытия своего дела, связанного с вашим увлечением? Не важно, делаете вы кукол, валяете из шерсти, пишете книги или занимаетесь дизайном — советы по творческому самовыражению придутся как нельзя кстати.

Учитесь

Школа — это одно. Учеба — совсем другое. Эти два понятия в реальности не всегда совпадают. Неважно, ходите вы в школу или нет, ваша задача — постоянно учиться. Нужно проявлять любопытство к миру, в котором вы живете. Ищите значения слов в словарях. Переходите по ссылкам. Углубляйтесь дальше, чем остальные, — только так вы окажетесь впереди.

Гуглите все что можно. Да, я имею в виду именно "все". Гуглите свои мечты, гуглите свои проблемы. Не спрашивайте других, пока не прогуглите. В результате вы или сами найдете ответ, или лучше сформулируете свой вопрос.

Постоянно читайте. Ходите в библиотеку. Человек в окружении книг всегда чувствует какое-то волшебство. Затеряйтесь среди стеллажей. Изучайте библиографию. И помните: не вы начинаете знакомство с книгой — это книга ведет вас.

Собирайте книги, даже если не планируете прочесть их сразу. Как сказал режиссер Джон Уотерс, "нет ничего важнее непрочитанной библиотеки".

Не стремитесь изучать. Просто учитесь.

Сохраняйте украденное на будущее

Купите блокнот и ручку, всегда держите их при себе. Заведите привычку заносить туда свои мысли и наблюдения. Выписывайте понравившиеся отрывки из книг. Записывайте случайно услышанные разговоры. Рисуйте что-нибудь, разговаривая по телефону. Делайте все что хотите, но бумага при вас должна быть всегда.

Заведите папку для украденного. Да-да, именно так — папку для хранения того, что вы стянули у других. Бумажную или виртуальную — неважно; главное, чтобы она была. Кто-то клеит вырезки в специальный альбом, кто-то все снимает на свой смартфон.

Видите нечто достойное заимствования? Отправляйте его в папку для украденного. Требуется вдохновение? Открывайте папку для украденного.

Газетные репортеры называют такую папку "покойницкой" — и мне нравится это название. Ваша покойницкая папка — это место, где вы храните "мертвецов", которых оживите позже, в собственных работах.

Держитесь поближе к талантливым людям

Помните поговорку "мусор на входе — мусор на выходе"? Вы можете быть хорошим настолько, насколько хороши люди, окружающие вас. В цифровую эпоху это означает, что нужно общаться в интернете только с лучшими людьми — с теми, кто гораздо умнее и талантливее вас; с людьми, которые делают что-то действительно очень интересное. Внимательно следите за тем, о чем они говорят, что делают, чем увлекаются.

Актер и кинорежиссер Харольд Рамис, который людям моего поколения известен по роли Игона в фильме "Охотники за привидениями", как-то поделился своим правилом успеха: "Найдите самого талантливого человека в комнате и, если это не вы, держитесь рядом с ним. Следуйте за ним повсюду. Старайтесь быть полезным ему". Рамису повезло: в его "комнате" самым талантливым оказался его друг Билл Мюррей.

А если однажды вдруг окажется, что самый талантливый человек в комнате — это вы, придется искать другую комнату.

Собирайте хвалебные отзывы

В жизни часто чувствуешь себя одиноким, разочарованным, отвергнутым. Да, мы не ищем одобрения... но все же чертовски приятно, когда люди хорошо говорят о твоей работе. Время от времени мне везет разместить в интернете что-то удачное, и тогда неделю-другую я купаюсь в одобрительных сообщениях, появляющихся в электронной почте и Twitter.

Этим людям понравилась моя работа, что весьма приятно... и слегка дезориентирует... и очень окрыляет. Но я всегда помню одну важную вещь: эйфория пройдет, и спустя несколько недель начнутся мрачные времена, когда мне захочется все бросить, задавшись вопросом, какого черта я вообще всем этим занимаюсь.

Вот почему я храню все действительно хорошие письма в специальной папке (неприятные письма немедленно удаляются). А когда наступают те самые мрачные времена и чувствуется необходимость в поддержке, я открываю эту папку и перечитываю пару писем. После чего возвращаюсь к работе. Попробуйте сами: вместо того чтобы хранить папку с неприятными отзывами, коллекционируйте хвалебные. Используйте их аккуратно и в меру, не позволяя себе почивать на лаврах, но всегда держите под рукой на случай, если понадобится поднять свой боевой дух.

Не бросайте основную работу

У вашего хобби или увлечения есть шанс стать главным в жизни, превратиться в свое дело, приносящее не только удовлетворение, но и доход? Не важно, пишете вы книги или делаете кукол, но не спешите резко расставаться с тем, что кормит вас сейчас, — вашей работой.

Истина заключается в том, что, даже если вам повезет и вы станете зарабатывать на жизнь любимым делом, это может случиться не сразу. А до тех пор вам нужна какая-то работа.

Основная работа — это деньги, связь с миром и определенный режим. Свобода от финансового прессинга означает свободу творческого выражения. Как сказал фотограф Билл Каннингем, "если у вас нет денег, они не скажут вам, что делать".

Благодаря основной работе вы находитесь среди людей. Пользуйтесь этим — учитесь у них, крадите у них. Я старался находить такую работу, которая давала новые знания и навыки для моего собственного творческого процесса. Например, работая библиотекарем, я научился проводить исследования; работая веб-дизайнером, узнал, как создают сайты; работая копирайтером, понял, как продавать при помощи слов.

В основной работе хуже всего то, что она отнимает время, но компенсируется этот недостаток наличием графика, в котором вполне реально выделить определенное время и для творчества. Наличие и соблюдение графика может быть даже важнее, чем большое количество свободного времени. Бездеятельность убивает творчество. Старайтесь не сбиваться с ритма. Если это происходит, начинаешь бояться работы, потому что боишься не справиться с ней — и не справишься, пока не вернешься в поток.

А решение тут очень простое: определите, какое количество времени вы тратите на основную работу, а какое можете выкроить на себя, — и придерживайтесь этого графика. Работайте каждый день, без исключения. Никаких выходных, никаких больничных. Не останавливайтесь. И тогда, скорее всего, подтвердится следствие одного из законов Паркинсона: работа делается в отведенное на нее время.

Никто не говорит, что будет легко. Часто вы будете чувствовать, что живете двойной жизнью. Хитрость состоит в том, чтобы найти такую основную работу, которая сносно оплачивается, не вызывает тошноту и оставляет достаточно сил для творчества в свободное время. Хорошую работу такого типа найти нелегко, но можно.

Статья подготовлена Остином Клеоном по материалам книги "Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения"