О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Морщины можно не замечать, седые волосы – закрасить, а вот когда стареет мозг и начинаются проблемы с памятью и интеллектом – этого...

Не переставать учиться

Канадские исследователи из университета в Торонто пришли к выводу: высшее образование позволяет сохранять высокую активность мозга в старости. Они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы сравнить, как работает мозг молодых и пожилых людей с разным образованием. Оказалось, что у образованных пожилых людей активнее работают лобные доли, тогда как у молодых людей эти доли при интеллектуальных задачах не включаются. Получается, что с возрастом лобные доли как бы начинают оказывать мозгу дополнительную помощь. Чем выше уровень образования, тем больше активность лобных долей. Впрочем, врач-гериатр Черил Грэди считает, что люди без высшего образования также могут сохранить ясный ум в преклонном возрасте с помощью тренировки памяти, а также любой физической и умственной работы.

Следить за диетой

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под руководством профессора Грэга Коула обнаружили, что в головном мозге людей, страдающих болезнью Альцгеймера, не хватает особого фермента, содержание которого повышается с помощью диеты из рыбы и сои. Однако главный плюс такой диеты – низкий процент жиров, вредность которых подтверждает шведская исследовательница Мииа Кивипельто из Института Каролинска в Стокгольме. Проанализировав медицинские карты более полутора тысяч человек, она доказала, что у тех, кто страдает ожирением, с 50 лет вероятность болезни Альцгеймера повышается в два раза по сравнению с людьми с нормальным весом.

Не зацикливаться на компьютерах

Развитие цивилизации создает новые проблемы для мозга не только потому, что побуждает нас осваивать новые компьютерные программы. Оказывается, перекладывая функции природной памяти на компьютерную, люди очень быстро начинают испытывать проблемы с элементарным запоминанием информации. Японские ученые из Университета Хоккайдо обследовали 150 человек в возрасте от 20 до 35 лет. У 10% оказались серьезные нарушения функции памяти. Доктор нейробиологии Тосиеку Савагучи считает, что это связано с увлечением компьютерами: молодые люди теряют способность запоминать новое, вспоминать старое и отделять важное от мелочей.

По мнению ученого, такое негативное влияние на мозг и в первую очередь на память оказывают электронные органайзеры, «напоминатели» в Интернете, пользование ICQ, электронными автомобильными навигаторами. Все эти устройства мешают тренировать собственную память, кроме того, их почти неограниченная емкость мешает оценивать, что действительно нужно, а без чего можно обойтись. Председатель конгресса Британского психологического общества Пэм Бриггс предупреждает: «Обычная память может оказаться под угрозой, если вы используете компьютер в качестве памяти внешней».

Тренировать серые клетки

Память, как и другие врожденные наши свойства, необходимо развивать. Как? Постоянными тренировками! Чтобы лучше запоминать, нужно в первую очередь развивать наблюдательность и уметь концентрировать внимание на том, что необходимо запомнить. Ведь проблемы с забывчивостью возникают, если в момент подачи информации что-то вас отвлекло. Это бывает в тех случаях, когда вас торопят, перебивают, отвлекают, когда вы устали, когда смысл и польза информации вам непонятны, когда вы совершаете привычные действия и вы их словно не замечаете, когда ваше эмоциональное состояние отличается от обычного. Чтобы в таких случаях «включить» память, есть очень простой способ. Сделайте паузу – она поможет вам сосредоточиться и обдумать произведенные действия. Если вы возьмете себе в привычку делать такую паузу до того, как вставили ключ в замок, отступят вопросы, которые порой так мучают нас по дороге на работу: «А выключил ли я чайник (утюг, телевизор, воду и т. д.)?»

Если вам необходимо запомнить текст, одновременно с чтением его нужно проговорить вслух и тут же повторить. Повторяйте прочитанное в целом, а не по частям. Если забыли что-то, дайте мозгу поработать (повспоминать) 2-3 минуты и лишь затем заглядывайте в книгу. Первый этап повторения должен составлять не более 40 минут, затем нужно сделать перерыв на 10-15 минут и можно попробовать снова.

Очень эффективен для запоминания метод зрительных ассоциаций. Стараясь запомнить что-либо из прочитанного, подбирайте к материалу аналогии, хорошо запомнившиеся вам. В дальнейшем воспоминание об одном образе «вытащит» из кладовой памяти и нужные для вас сведения.

В запоминании больших кусков текста полезно использовать селективный метод – отсекая второстепенное, выделять главное. Такое запоминание продуктивнее зубрежки в 25 раз!

Память является процессом, способным к сильному продуктивному росту. Но если ваши усилия, несмотря на соблюдение всех рекомендаций и следование специально разработанным методикам, тщетны, вам нужно проконсультироваться со специалистами в области медицины или медицинской психологии.

Проверь себя

Каковы возможности вашей зрительной памяти в сочетании с внимательностью, вы можете легко проверить сами. Для этого возьмите какой-нибудь детский журнал, где помещены два рисунка с заданием «Найдите 5 (или 7, или 10) отличий», взгляните на один рисунок, а второй в это время закройте. Потом закройте первый и на втором попробуйте найти все отличия. Таких заданий в детской литературе предостаточно. Они дают прекрасный материал для тренировки зрительной памяти. Когда ваши результаты станут лучше, начните сокращать время запоминания.

Самостоятельно вы можете проверить и то, какой вид памяти у вас преобладает: механическая зрительная или механическая слуховая. Для этого попросите кого-нибудь написать произвольный ряд из десяти двузначных чисел. Прочтите его внимательно один раз и попробуйте записать в том же порядке. Теперь попросите такой же ряд зачитать вам вслух и запишите, что запомнили, а потом сравните результаты. Какой опыт оказался для вас удачнее – первый или второй? Если первый, то у вас явно преобладает механическая зрительная память, если второй – механическая слуховая. Упор в своих тренировках делайте именно на хуже развитый тип памяти, но для работы старайтесь использовать ту, которая сильнее.

Многие люди хорошо усваивают информацию, которую они записывают, используя моторный тип памяти. У других – память смешанная, то есть все типы ее развиты одинаково. Психологи считают, что лучше запоминается та информация, для записи которой используются все три основных типа (вербальный, визуальный, моторный), чем та, для запоминания которой вы пользовались типом памяти, лучше развитым у вас, но одним.

Кстати

Существует несколько типов памяти: зрительная – визуальная, слуховая – вербальная, обонятельная, осязательная, моторная – кинестетическая, вкусовая. Известно, что:

  • из прочитанной информации запоминается около 10%;
  • из услышанного – 20%;
  • из увиденного – 30%;
  • при смешанном типе запоминания, когда мы слышим и видим одновременно, – 50%;
  • из того, что говорим сами, мы способны запомнить 70%;
  • а из того, что делаем, – 90%
  • в основном люди пользуются зрительной памятью – примерно 65%.

Личное мнение

Андрей Соколов: "Лучший тренинг для памяти – это разучивание какого-либо текста. Прочитайте его десять раз. Если не запомнили, еще десяток. Так со временем не только этот текст, но и другие будут быстрее запоминаться".

По материалам "Аргументы и факты"