О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Время от времени в описаниях вакансий можно встретить довольно необычное требование - наличие чувства юмора, которое может ставиться в один ряд с привычным набором из исполнительности, инициативности и коммуникабельности. Однако умение шутить и понимать чужой юмор - дело очень тонкое. Может ли это качество удачно решить исход сложного собеседования и помочь в покорении карьерных высот?

С шуткой по жизни

Само понятие чувства юмора вызывает у большинства людей ассоциации с чем-то приятным и позитивным. Удачная шутка может разрядить сложную обстановку и снизить уровень напряженности в коллективе. Не случайно те, кого принято считать душой компании, отличаются этим качеством.

Выполнение рутинных обязанностей и нелюбимых дел проще дается тем, кто готов увидеть в этом забавные моменты.

По статистике, более 80% сотрудников российских компаний считают, что они обладают отличным чувством юмора. Большая часть тех, кто находится в поиске работы, также уверены: своевременная и уместная шутка помогает запомниться на собеседовании и получить предложение о работе. Да и сами рекрутеры пользуются этим «интеллектуальным оружием» в ходе интервью. Заранее заготовленные остроумные вкрапления в речь позволяют понять, насколько кандидат коммуникабелен, способен мыслить ассоциативно, и оценить некоторые личные качества.

Активное построение сети профессиональных контактов бывает очень затруднительным, если время от времени не обращаться к профессиональному юмору. Шутки на темы, связанные с определенной специальностью, во многом могут облегчить налаживание связей с коллегами.

Психологи уверены в том, что выполнение рутинных обязанностей и нелюбимых дел проще дается тем, кто готов увидеть в этом забавные моменты. Напротив, слишком серьезное отношение к и без того скучной работе может спровоцировать депрессию, хроническую усталость и эмоциональное выгорание.

Часть профессии

Особенно часто чувство юмора выручает тех, кому приходится в большом количестве общаться с другими людьми.

Есть определенные профессии, в которых сложно добиться значимых результатов, не обладая достаточной способностью видеть во всем смешное. Большая часть работы копирайтера, придумывающего броские рекламные слоганы, заключается в ассоциативном юморе, то есть умении найти необычную, вызывающую улыбку трактовку уже привычных фраз или образов. Журналисту, даже пишущему на серьезные темы, также жизненно необходимо придумывать заголовки, провоцирующие читателя на добрый или ироничный смех.

Будучи компонентом творческого процесса, чувство юмора жизненно необходимо дизайнерам, занятым в сфере рекламы, маркетологам, специалистам по работе с социальными сетями. Но особенно часто это качество выручает тех, кому приходится в большом количестве общаться с другими людьми. Оценка ситуации в подобном ключе помогает снять стресс, неизбежно возникающий от постоянных контактов с коллегами, покупателями или клиентами.

Перфекционисты нередко признаются, что испытывают затруднения с умением относиться к происходящему легко и непринужденно, поскольку стремятся выглядеть безупречно в глазах своего руководства и сослуживцев. Чувство юмора предполагает не только умение шутить, но и способность безболезненно представать в комическом виде. Промахи неизбежны в работе любого специалиста, а самоирония обычно сглаживает критику со стороны окружающих.

Шутки в сторону

От безобидной веселой реплики до едкой саркастичности всего один шаг, и нередко эта условная грань просто не замечается. 18% сотрудников российских компаний убеждены в том, что юмор на работе не всегда полезен и может привести к печальным последствиям.

Не стоит забывать, что шутка — это прежде всего интеллектуальное оружие, привлекающее внимание не только к автору, но и к объекту. А если им оказывается коллега, то до начала конфликта рукой подать. Случается, что один отпустил остроту безо всякого злого умысла, а другой обиделся, так как фраза попала точно по его уязвимому месту. Юмор может не только сблизить людей, но и развести по разные стороны.

Традиционно считается, что представители некоторых профессий должны буквально через слово искрить шутками, но это не совсем так. Несмотря на устойчивые стереотипы о врачебном юморе, чуть больше 1% медиков в своих резюме упоминают наличие этого качества.

Около 20% руководителей тоже не видят особой необходимости в чувстве юмора у своих подчиненных, а еще 16% считают, что эта способность никак не связана с выполнением рабочих обязанностей.

Так кто же все-таки требуется?

Упоминание чувства юмора в описании вакансии нередко сбывает с толку. Уже в силу своей необычности оно привлекает к себе повышенный интерес, и в результате на собеседовании соискатель не сразу адекватно оценивает серьезность обстановки.

Между тем, рекрутеры не случайно акцентируют внимание на данном пункте. Люди с хорошим чувством юмора могут проще находить язык с окружающими, и это особенно ценится в профессиях, связанных с постоянным общением или необходимостью установления новых деловых контактов. Кроме того, легче проходит процесс адаптации к новому коллективу или изменившимся условиям труда.

Если соискатель ценит шутку или готов ее понять, это говорит об определенном развитии его эмоционального интеллекта, способности к эмпатии и синтонности, что особенно важно при командной работе.

16% HR-специалистов регулярно проверяют соискателей на наличие чувства юмора, причем как в случае с рядовыми, линейными позициями, так и управленческими должностями. Своевременная шутка может не только сгладить остроту ситуации, но и подбодрить всех. Она особенно ценится, если исходит из уст руководителя, так как свидетельствует о развитой способности к эмпатии.

Оценивая в ходе собеседования наличие и уровень развития чувства юмора, рекрутеры преследуют еще одну цель — понять, насколько будущий сотрудник впишется в уже сформировавшийся коллектив, в котором могут быть сильно развиты традиции неформального, дружеского общения.

Другая важная деталь — умение соискателя мыслить ассоциативно и способность генерировать новые идеи. Также чувство юмора косвенно свидетельствует о степени уверенности человека в себе.

Если соискатель ценит шутку или готов ее понять, это говорит об определенном развитии его эмоционального интеллекта, способности к эмпатии и синтонности, что особенно важно при командной работе.

Соискателям, отправляющимся на собеседование в компанию, где требуется «сотрудник с чувством юмора», рекрутеры советуют не пытаться произвести впечатление остряка и балагура. Лучше показать свое истинное лицо, чем попасть в неловкое положение, отпустив неуместную шутку.

По материалам Планета HR