О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Кто же такой карьерист - человек, который строит вертикальную карьеру, и главным для него является должность и социальный статус, или же тот, кто целенаправленно развивается внутри профессии? Приветствуют ли рекрутеры и работодатели таких честолюбивых сотрудников?

Не говорите вслух!

В толковом словаре Д. Н. Ушакова значится, что «карьерист – это человек, ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов дела», а в словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «человек, проникнутый карьеризмом». Наверняка, многие бы из нас не захотели брать человека с данной характеристикой в свою компанию, так стоит ли смело заявлять о своих личных амбициях на собеседовании?

«Так уж исторически сложилось, что понятие "карьерист" не является позитивным в России, поэтому я бы не рекомендовал кому-то говорить об этом вслух, а тем более на собеседовании, – говорит президент Корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгиз Валинуров. – Не стоит с гордо поднятой головой заявлять: "Я хочу построить в вашей компании блестящую карьеру!" Но назовите хотя бы одного успешного карьериста – навряд ли вы сможете сделать это, потому что нет такого устойчивого словосочетания. И нет людей, которые бы однозначно воспринимались именно таким образом. Есть, например, успешный топ-менеджер, менеджер по продажам. В принципе, не так важно, как мы называем добившихся профессиональных и карьерных высот людей. Важно, кем они являются на самом деле».

Не так важно, как мы называем добившихся профессиональных и карьерных высот людей. Важно, кем они являются на самом деле.

Допустим, вы даете себе установку: «Я хочу быть успешным карьеристом». Что это означает? Вы строите в своей голове план и пути его достижения: «Хочу за 10 лет построить в этой компании карьеру от менеджера по продажам до коммерческого директора по России и странам СНГ». То есть вы понимаете, какие этапы должны пройти, чтобы добраться до этой вершины. Можно ли в данном случае навешивать ярлык карьериста? «На собеседовании лучше говорить, что для вас важен профессиональный и карьерный рост, что вам интересно не просто получить профессиональный и социальный статус, а проявить себя», – считает Ильгиз.

А вот для специалиста по управлению персоналом Людмилы Геращенко в понятии «карьерист» ничего негативного нет: «Если у человека есть потребность карьерного роста, и он соответствует своему желанию – это прекрасно. Любая компания, которая хочет долго и успешно работать на рынке, крайне заинтересована в таких амбициозных людях. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и плох тот работник, который не мечтает стать директором. Но мечты – это еще полдела. Надо понимать, что делать, как развиваться, чтобы достичь своей цели. Адекватный человек прекрасно знает, чего хочет в будущем, и осознает свои профессиональные и личностные слабости. Он планомерно восполняет эти пробелы и идет вперед. Можно лишь позавидовать организациям, имеющим подобных сотрудников – это залог долгожительства в бизнесе».

Два пути, две философии

«Любят ли работодатели карьеристов? – рассуждает директор по персоналу компании «ЭнергоАудитКонтроль» Анна Борисенко. – Да, в практике неоднократно сталкиваешься с тем, что руководитель не хочет брать сильного сотрудника, опасаясь соперничества. Особенно если тот смело говорит о своих стремлениях через год-два подняться по карьерной лестнице. Но есть компании, в которые, наоборот, не возьмут человека, который не хочет профессионально и карьерно расти».

По словам Анны, карьеристы делятся на разные категории. Есть те, для которых цель – получение должности любой ценой, и они будут делать только то, что приближает их к ней: дружить с нужными людьми, вовремя отчитываться, чтобы быть замеченными, брать лишь те задачи, про которые можно доложить начальству. Такой тип людей будет прислуживать и прислуживаться. «Вторая разновидность карьериста – это когда человек хочет развиваться профессионально, – поясняет эксперт. – Он требователен прежде всего к себе с точки зрения компетенции, собственного багажа знаний, профессионального уровня. Он стремится быть лучше и, как следствие, рассчитывает на адекватную оценку своих профессиональных и личностных качеств».

Внешние проявления этих двух типажей могут быть похожи: оба могут задерживаться после работы, изучать дополнительные материалы, брать на себя те или иные задачи сверх нормы. Только для одних важно решить задачу (это определенный вызов), а для других – лишь преподнести результат.

Опять же, мы упираемся в корпоративную культуру компании. Где-то поощряется рост талантов, и людей осознано растят, а где-то существует «правило паршивых сотрудников», согласно которому руководитель – «троечник» в профессиональном плане никогда не возьмет более умного сотрудника. Он окружен более слабыми, чтобы на их фоне выглядеть звездой. Соответственно, с каждым годом уровень компании не растет, а в лучшем случае держится на одном уровне, но чаще всего падает. Те же работодатели, которые осознанно продвигают людей, имеют возможность получать лучшие кадры с рынка, но таковых достаточно мало.

«Так хочет собственник»

В некоторых компаниях, если не заявлять о своих амбициях, вас вообще не будут рассматривать, даже если появятся вакантные позиции.

«Соглашусь с Ильгизом Валинуровым – само слово "карьерист" я бы не советовала произносить на собеседовании, так как в русском языке оно имеет негативный оттенок, – продолжает Анна Борисенко. – Но можно смело говорить о том, что вам важны возможности карьерного роста – это сразу позволяет расставить точки над "и", чтобы не заключать союз, который потом станет тягостен. Потому что если это не озвучить, полагая, что в компании априори созданы все необходимые условия, можно потерять драгоценное время, силы и энергию. Мне приходилось сталкиваться с работодателями, которые категорически не желали продвигать по службе собственных сотрудников. На руководящие позиции принято брать людей извне – такова политика собственников».

В российских компаниях, по словам Анны, есть очень много вещей, которые не поддаются логике, не имеют рационального объяснения. Объяснение одно: «Так хочет собственник». Поэтому если вы заявили о своих карьерных ожиданиях еще на собеседовании и по этой причине получили отказ, то ничего не потеряли, потому что рано или поздно, упершись головой в потолок, вы бы сами ушли. Люди, которые хотят делать карьеру, должны выбирать ту компанию, в которой это поощряется, и четко понять для себя, что быстрый рост возможен только в небольших и средних организациях. В больших структурах иерархия более жесткая, поэтому сроки между каждым повышением гораздо дольше.

«Карьерист – понятие относительное – комментирует психолог, бизнес-тренер Светлана Булгакова. – В некоторых компаниях, если не заявлять о своих амбициях, вас вообще не будут рассматривать, даже если появятся вакантные позиции. Другое дело, что и карьера бывает разная – горизонтальная и вертикальная, должностная и профессиональная. Есть люди, которые идут к новой должности постепенно, шаг за шагом преодолевая все ступеньки, но многим знакомы ситуации, когда сотрудник за какие-нибудь полгода перескочил два промежуточных этапа – просто так получилось. Карьерист? Ничего подобного! Он же не виноват, что в этой компании случилось большое количество увольнений и масштабная реорганизация, хотя и взял на себя ответственность».

«Еще на собеседовании следует напрямую спросить, есть ли возможность роста с той должности, на которую вы претендуете, – советует Светлана. – И вам должны ответить, можно ли вырасти, куда именно и насколько это реально». Также, во избежание ненужных разочарований, нужно заранее узнать о карьерных моделях, практикуемых в компании. Например, при схеме «пришел – обучился – адаптировался – начал работать»: через какое время, на какую должность можно претендовать, каков порядок рассмотрения претендентов, готово ли руководство обращать внимание на внутренних кандидатов, или ставка делается на внешних?

«Действительно, многое зависит от работодателя, позиции собственника и топ-менеджеров, – подтверждает генеральный директор кадровой компании «Директ» Яна Агоева. – Есть категория собственников и первые лица компании, которые являются карьеристами, но все равно много времени посвящают семье (например, могут на совещании отвлечься на звонок мамы или жены). С каждым годом в мире бизнеса растет количество относительно «свободных», незарегламентированных коммерческих структур, и постепенно мы отходим от понятия пятидневной рабочей недели с графиком с девяти до шести. Человек может сидеть в офисе и играть в карты, а может находиться дома с детьми, но в то же время с утра до вечера быть внутри рабочего процесса. У карьериста нет стремления проводить на работе круглые сутки, но есть четко расписанные задачи, и он готов жертвовать личным временем ради их достижения. Карьерист умеет достигать целей, а самое главное – ставить их».

Трудоголикам проще?

В любом коллективе есть и карьеристы, и трудоголики, которые все время что-то делают, и псевдотрудоголики, создающие имитацию бурной деятельности, – их вы всегда найдете в курилке, за чашечкой кофе или беседующими с коллегами. Нанимая сотрудника, специалист по персоналу сначала должен просчитать, кто именно перед ним. Профессиональные рекрутеры умеют правильно выстраивать диалог, спрашивают о целеполагании, чтобы выяснить этот момент.

У карьериста нет стремления проводить на работе круглые сутки, но есть четко расписанные задачи, и он готов жертвовать личным временем ради их достижения.

Если вы зайдете в кабинет к работодателю и увидите на его столе портреты детей, жены, то, как правило, такой тип руководителей уделяет серьезное внимание личной жизни и приветствует такой же персонал. «На собеседовании важна ваша инициатива, – продолжает Яна. – Если кандидата спрашивают: "А вы бы взялись за проект по производству сиреневых труб?", карьерист сразу согласится и начнет выдвигать свои идеи. Необходимо заранее проработать ответы на возможные вопросы, особенно на такие, которые по социальным стереотипам могут препятствовать активной работе в компании. Ведь вас могут спросить про маленьких детей, о семейном положении и так далее».

Говорить надо аккуратно, правильно подбирая интонации. Отвечая утвердительно на прямой вопрос: «Вы бы занялись этим проектом?», определите в голове цели и задачи, временные сроки осуществления данного проекта. «У нас был случай, когда молодой человек устроился менеджером по продажам и уже во время испытательного срока смог показать колоссальные результаты. Он не разбирался до этого в товаре, но изучил его досконально, начал активно искать клиентов, и через месяц ему предложили возглавить целый регион. Нанимался на менеджера, а оказался директором. На собеседовании я не стала акцентировать внимание работодателя на карьеристских качествах этого парня, я больше нажимала на то, что он трудоголик и приносит результат», – вспоминает Яна Агоева.

«Современная молодежь, особенно выпускники, настроены на карьеру, – вступает в разговор директор по персоналу компании «Юнилин» Галина Погодина. – Некоторые хотят за год-два вырасти до руководящей должности, при том что чаще всего не имеют практически никакого опыта. Но если каждый будет руководить, то кто же будет работать на производстве?» По наблюдениям эксперта, есть тип людей, которые реально хотят построить карьеру, и для этого у них есть и способности, и потенциал. Это могут быть очень эффективные менеджеры – их надо искать, растить и удерживать в компании. Но гораздо больше нужны обычные «рабочие лошадки», на которых и держится весь бизнес.

Стремление сделать карьеру – это хорошо, но что это значит в каждом конкретном случае? Стать генеральным директором через 5-10 лет или наработать знания, опыт, благодаря которым можно вырасти в уникального специалиста в своей области и зарабатывать не менее достойно? Если компания не готова предоставить работнику быстрый рост, на который он рассчитывает, то нужно понимать, что через некоторое время он уйдет покорять другие горизонты. Соответственно, это означает высокую текучесть кадров. «Сейчас люди часто меняют работу – два года на одном месте считается долгим сроком, – кооментирует Галина. – Но временных сотрудников некоторые организации опасаются, рассуждая примерно следующим образом: "Если мы возьмем талантливого человека, обладающего известным брендом на рынке труда, существует риск, что он быстро уйдет или же будет тянуть одеяло на себя. Плюс ко всему, мы вложим в него много знаний, усилий, инвестиций, а в итоге все бесполезно. Это не в наших интересах"».

Оставаться собой

По мнению генерального директора компании «Мастерская Ларисы Вороновой» Ларисы Вороновой, термин «карьерист» воспринимался негативно в советской действительности, потому что там приветствовалась «серая масса», и любой вариант выдвижения рассматривался как что-то нечестное. Но в современных компаниях это понятие перестает иметь отрицательную окраску, становясь синонимом успешного, целенаправленного и результативного человека. Мотивированного на собственное развитие сотрудника хоть горшком назови – для него это неважно. Если он делает свое дело вдохновенно и в итоге добивается успеха – это вовсе не тот карьерист, который работает ради должности. Такие люди, как правило, нестатусные.

Позитивное восприятие своего развития, последовательное движение, прирост навыков, компетенций — все это заслуживает уважения в человеке.

Директор по персоналу компании «Россита» Анастасия Курахтина рассказывает, что у них есть собственная дизайн-студия, где для коллекции в соответствии с модными тенденциями отбираются модели обуви из трехсот пар. Затем они тщательно прорисовываются модельерами и дизайнерами – это действительно творческая, интересная, вдохновляющая работа. «Нам требовался руководитель департамента маркетинга и рекламы, – приводит пример Анастасия. – Мы долго не могли ее закрыть, так как рынок весьма сложный, и в итоге нашли кандидата из банковской сферы. Первый вопрос к ней был следующий: «Сколько у вас пар обуви?» Оказалось – около 30-ти пар, то есть у человека «глаз горел», он был больше замотивирован на продукт, компанию, возможность поработать с интересными моделями, оказаться в фешн-бизнесе, чем на название должности и обещанные деньги.

«Если понятие "карьерист" идет из фокуса развития и донесения своей идеи – тогда это, безусловно, плюс. Позитивное восприятие своего развития, последовательное движение, прирост навыков, компетенций – все это заслуживает уважения в человеке, – уверена Анастасия. – Но если наблюдается установка «а дайте мне побольше должностей» – это совсем другое дело. Такие люди редко дорастают до определенных высот: все равно их намерения, если они не подкреплены профессиональными навыками и знаниями, достаточно быстро раскрываются. Это пример отрицательного карьеризма».

Часто успешный, добивающийся результатов и карьерных высот человек вызывает чувство зависти у коллег. «В этом случае нужна гибкость и хитрость: вы спокойно делаете свою работу, идете к цели, но при этом немного дистанцируетесь от других. В психологии такое поведение носит название «двойная мораль»: вы остаетесь верными себе, но как член социума разыгрываете нужный ему спектакль. Это тоже вариант работы над собой, которому можно научиться», – резюмирует Яна Агоева.

По материалам Планета HR