О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Начальник должен знать правду и только правду. Но не всю. Расставлять приоритеты в подаче информации и подавать её в удобном контексте - иногда не просто желательно, а необходимо. «Если мама спросит, где телеграмма, - рассуждали герои рассказа Чук и Гек, - мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперёд выскакивать? Мы не выскочки».

Слова могут изменить понимание ситуации до прямо противоположного: успех может выглядеть провалом, а серая норма – успехом.

Отношение начальника к вам напрямую зависит от речевой стратегии, сознательно или бессознательно выбранной вами. Всего пара неудачных слов может надолго затормозить вас в карьере.

Приведём примеры речевых ошибок, которые ни в коем случае нельзя допускать. В особенности при разговоре с начальником.

Неправильно:

- Мы сможем закрыть шесть вакансий до конца недели?

- Нет. Это нереально.

«Нет» - самый непродуктивный ответ. Заведомая капитуляция перед задачей означает, что вы изначально не верите ни в дело, ни в себя. Если задача объективно трудновыполнима, никто не заставляет вас что-то обещать и брать под козырёк. Но в заведомом отказе или демонстрации скепсиса нет никакого смысла – в деле это не поможет и вашу репутацию как минимум не повысит. Не говорите «да», но покажите готовность предпринять то, что в ваших силах.

Правильно:

- Ты сможешь найти менеджера? Срочно, на вчера!

- Вообще-то уже пятница, но у меня есть ещё два часа. Уже занимаюсь.

Неправильно:

- Узнай, когда отправляется поезд, и забронируй три билета.

- Я вообще-то «эйчар», а не секретарь – это не моя работа.

Одна из вариаций слова «нет». Если секретарь на больничном, вам не составит большого труда узнать расписание и заказать билеты. Эта работа не займёт у вас три часа. Заранее отказываясь от работы за рамками квалификации, вы отучаете себя от умения решать нестандартные вопросы и засиживаетесь на привычном. С таким подходом не стоит даже мечтать о повышениях.

Правильно:

- Наш «эйчар» увольняется. Ты сможешь найти себе помощника самостоятельно?

- Спрошу в «Фейсбуке» и у друзей - наверняка кто-то ищет работу.

 Неправильно:

- Тебе бы не помешало быть повежливее с нашими клиентами.

- Что? За такую зарплату?

Любимый аргумент участковых терапевтов с их вечными перерывами на чай и учителей, рассказывающих о Пушкине по учебнику. Соглашаясь на ту или иную зарплату, вы принимаете условия игры, согласно которым вы обязаны выполнять свою работу качественно. Конструктивный подход отличается от оправдательного восприятием себя. Либо вы субъект, который действует, либо - объект, на который воздействуют. Обвиняя обстоятельства (кризис, сговор работодателей etc), вы не признаёте за собой права менять ситуацию и самостоятельно идти к большему заработку.

Правильным будет принять критику, если она обоснованна.

Неправильно:

- Почему вы не уложились в сроки?

- Вы знаете, у нас в коллективе явные проблемы - моя коллега мне мешает. И вообще, не хочу с ней работать.

И снова на сцене излюбленный приём несамостоятельного человека. Пример содержит сразу две коммуникативных ошибки: отсутствует ответ на вопрос и при этом говорящий отвечает не за себя. Лучше не сказать ни слова, чем обвинять других. Даже с оправдательной позиции в таком ответе нет совершенно никакого смысла – он вас не оправдает.

Правильным будет ответить на поставленный вопрос. Если вы действительно предпринимали усилия, чтобы выполнить задачу, у вас не будет причин оправдываться или валить вину на других.

Все «неправильные» примеры объединяет одно – они показывают неуверенность и нежелание брать на себя ответственность. Приходя на новое место работы, неуверенный в себе человек будет ждать инструкций и готовых алгоритмов – ему даже не придёт в голову придумать что-либо самостоятельно. Подчинённый с таким подходом не станет даже мелким начальником. Ответы со знаком «минус», показывающие страх или равнодушие, никому не понравятся. Работодатель хочет видеть в вас чувство ответственности – не зря это слово встречается в описаниях большинства вакансий.

По материалам Careerist.ru