О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Стоит ли быть по отношению к своим сотрудникам наставником или приятелем? Оба стиля управления имеют свои преимущества и недостатки, отмечает издание Fact Company.

В течение многих десятилетий менеджеры управляли компаниями авторитарно. Они отдавали приказания, ожидая, что сотрудники будут их слушать. Лидерский стиль сводился к командованию, но в сегодняшнем бизнес-ландшафте начальники в костюмах - динозавры.
 
"Бэби-бумеры поднялись по карьерной лестнице при этом типе лидерства, но представители поколений X и Y процветают при других, сильно отличающихся условиях", -  говорит Томас Моран, генеральный директор компании по подбору персонала Addison Group.
 
Исследование, проведенное  в этом году по заказу Addison, в ходе которого были опрошены более 1000 бэби-бумеров, представителей поколений X и Y, показало, что 63% руководителей в рамках всех трех возрастных групп предпочитают руководить через наставничество. Однако игреки хотели бы, чтобы лидерский стиль был более личным, а 20% из них стремятся стать лучшими друзьями с непосредственными подчиненными.
 
Сдвиг обусловлен растущей важностью соблюдения баланса работы  и жизни, говорит Моран. "Бэби-бумеры были воспитаны в консервативных условиях и часто ставили работу на первое место", - отмечает он. Иксы и игреки дают работникам больше свободы. Например, если женщина-топ-менеджер  хочет сама воспитывать своего ребенка, нет ничего необычного в том, чтобы  она работала из дома два дня в неделю. Несколько десятилетий назад такой возможности не было".
 
Рост руководителей-наставников
 
Во время бума доткомов представители поколения X стали новаторами наставнического стиля лидерства, говорит Моран. "Управление через активное слушание и партнерство возникло, когда по всей стране появлялись стартапы", - говорит он.
 
Наставник по-прежнему является лидером, но он или она также партнер, который помогает сотрудникам раскрыть свой потенциал: "Они задают вопросы, где вы видите себя через пару лет, для какой позиции вы лучше всего подходите в нашей компании и как я могу помочь вам в достижении вашей цели?"

"Наставники спрашивают сотрудников, что им нужно, но они также требуют от них ответственности, если те не достигают своих целей", - отмечает Моран.

Преимущество  наставнического стиля в том, что он отвечает желаниям работников быть услышанными. Недостатком  является  то, что в некоторой точке возникнут проблемы: "Результаты зависят от производительности, и когда результатов нет, люди часто обвиняют руководителя в  отсутствии поддержки, - говорит Моран. - Чаще всего, это проблемы в последующей деятельности работника. Наставник должен быть в состоянии продемонстрировать это работнику".
 
Менеджер как лучший друг
 
Игреки, которые станут основной рабочей силой к 2015 году, готовы быть руководителями гораздо больше (82%), чем представители других поколений (57%), по данным исследования. Некоторые из них будут управлять коллективами как их лучший друг, в результате чего отношения руководителя и его сотрудников выйдут за рамки офиса.
 
"Команда может работать весь день, например, а затем пойти ужинать вместе, - говорит Моран. - Это более мягкий стиль лидерства, что мотивирует посредством общения".
 
Преимущество стиля лидерства "лучший друг" в том, что сотрудники чувствуют себя услышанными и понятыми.
 
Руководитель  "лучший друг" узнает сотрудника со всех сторон его жизни. Они говорят о личных проблемах, таких как дети, планах на выходные, о плохих днях.
 
"Когда у работника  возникают проблемы на работе, руководителю будет проще его понять, т.к. он знаком с полной картиной жизни своего сотрудника", -  говорит Моран. "Бэби-бумеры были мотивированы работать, потому что им нужна была работа, но они, вероятно, не любили своего начальника. Игреки  мотивированы на то, чтобы работать, потому что они такие же, как их начальник".
 
Так же, как со стилем наставника, проблемы могут возникнуть и тогда, когда вы руководите  как "лучший друг", но разговор становится трудным для менеджера, потому что он или она вовлечен в ситуацию. А иногда проблемы в дружеском общении переносятся на работу.
 
"Существует дополнительный  риск потерять хорошего сотрудника, если вы заводите личные отношения на работе, - отмечает Моран. - Людям может быть некомфортно, и они  уйдут".
 
Что лучше?
 
"В то время как стиль руководства "лучший друг" может работать в некоторых ситуациях, у наставнического стиля больше преимуществ, -  говорит он. - Вы все еще руководитель. Цель состоит в том, чтобы держать сотрудников счастливыми и мотивированными. Не давайте поставить под угрозу эти отношения".

По материалам RB.ru