О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Наталья Кузнецова, бренд-директор группы женских глянцевых изданий, делится своими впечатлениями после первого полугодия в одной из самых знаменитых бизнес-школ мира.

Как вы выбирали школу?

Основных критериев выбора у меня было три: место школы в рейтинге, репутация школы и расписание занятий. Ключевые рейтинги, на которые ориентируются люди при выборе программ MBA и Executive MBA - рейтинги Financial Times и Business Week. Первые места в них традиционно принадлежат американским бизнес-школам Я не рассматривала Америку из-за ее дальности, сосредоточилась на Европе. Мне также очень хотелось, чтобы это была именно англоговорящая страна. Здесь помог второй критерий - имя и репутация. Именно Оксфорд ассоциируется у меня с академизмом, традициями, качественным образованием и правильным английским языком. Несмотря на то, что Оксфордская бизнес-школа довольно молода, уникальная среда Oxford University с лихвой компенсирует эту особенность. Да, и, пожалуй, основной момент для работающих людей – это расписание занятий. Например, авторитетная London Business School предлагает расписание, которое вряд ли подойдет для жителя России – пятница, суббота и воскресенье каждой второй недели. Я бы не смогла так часто летать. В Оксфорд же я езжу на полторы недели каждые два месяца. Считаю такое расписание идеальным: я успеваю много сделать на работе и при этом хорошо подготовиться к занятиям. Одним словом, все критерии совпали очень удачно!

WD: В какой форме проходят занятия?

Учеба построена по модульной системе. Каждый модуль –полторы недели – включает в себя три или четыре предмета. Здесь важно отметить, что в Оксфордской программе Executive MBA найдена, на мой взгляд, очень удачная комбинация предметов. Так, один модуль может включать, например, теорию принятия решений, стратегию, маркетинг и организационное поведение – иными словами, как аналитику, так и философию. Я считаю, это очень важно для бизнеса вообще – сочетание холодного инструментария и человечности.

Находясь в школе, мы слушаем лекции и принимаем участие в дебатах. Как и в любой бизнес-школе, здесь очень ценится обоснованная позиция и весомая аргументация. Для того чтобы успешно дискутировать, нужно быть подготовленным. Поэтому за месяц до начала модуля мы получаем пакет DHL c несколькими килограммами литературы, которую нужно освоить.

Но и это еще не все. В это же время – пока ты дома - нужно подготовить и отправить задания по итогам предыдущего модуля (обычно это 2-3 документа по 2500-5000 слов в каждом).

То есть учеба – непрерывный процесс и она действительно занимает много времени, к этому надо быть готовым с самого начала. Честно говоря, я не помню, когда ложилась спать раньше трех ночи…

А сколько длится такая программа?

21 месяц. Но время летит очень быстро! Если ты увлечен, то времени не замечаешь.. А увлечься есть чем – новые знания, признанная академическая среда, прекрасные люди - как преподаватели, так и студенты. Сами учителя говорят: «Половину знаний даем вам мы, а другую половину вы приобретаете друг от друга». И это правда! В нашей группе учится 50 человек из 17 стран. И это отличные ребята – с любимым делом, широким мировоззрением и отличным чувство юмора. Поэтому наше пребывание там – это fun.

В основном, откуда ваши однокурсники?

Отовсюду. Разумеется, хорошо представлена Британия; много студентов из стран Азии, Африки, Америки – да-да, американцы тоже едут за традициями и «особым духом». Из России нас двое. Представителей Западной Европы меньше – видимо, они предпочитают учиться у себя. К россиянам относятся замечательно; считается, что у нас хороший уровень математики и мы очень компанейские. Я с этим не спорю!

В чем особенность именно английского образования?

При всей демократичности среды Англия остается Англией. Что означает сдержанное поведение, знаменитое английское чувство юмора и тот замысловатый английский язык, на котором разговаривали и два века назад. В то время как весь мир стремится к упрощению речи, Англия, а особенно университетская среда, изо всех сил старается его усложнить. Правильной и в хорошем смысле изощренной речи здесь уделяется особое внимание. Здесь не обойдешься американским «ОК» в ответ на любой вопрос, здесь обязательно нужно начать с чего-то типа “As far as I’m concerned..” Для меня, надо сказать, это серьезное испытание – ведь до того, как приехать в Оксфорд я думала, что умею говорить по-английски! Теперь же нужно довольно много отдельно работать над языком, который был бы пригоден к использованию в британской академической среде.

Как вы поступали?

Поступала я, честно сказать, довольно тяжело. Во-первых, сам факт того, что я еду получать ЕМВА, возник довольно внезапно, и достаточного времени на подготовку у меня не было. Поэтому я бы хотела посоветовать всем, кто только собирается, обязательно иметь 5-6 месяцев в запасе. Объясню почему.

Во-первых, нужно было сдать TOEFL. Если вы говорите на языке, это не составит труда; просто возьмите тесты и попрактикуйтесь в реальном времени – скорость очень важна. Другое дело - GMAT. За этой аббревиатурой, означающей General Management Admission Test, скрывается довольно серьезное испытание.

Это тест, который длится пять часов и включает в себя три секции: математика, язык, эссе. При том, что вы должны владеть определенными знаниями, вы также должны обладать довольно высокой стрессоустойчивостью – во время теста нельзя выходить, пить и есть, а на каждую задачу отводится всего 45 секунд.

В первый раз набрать необходимое количество баллов мне не удалось. Поэтому я наняла репетиторов, готовилась в очень плотном режиме два месяца, и во второй раз сдала. Всем сдающим я настоятельно рекомендую пригласить репетитора, т.к. в тесте встречается масса нетривиальных понятий. Например, в «вербальной» секции есть серия вопросов на лексику и грамматику: так вот, из вариантов «hopefully» и «it is hoped» в качестве вводного слова правильным является именно второй вариант, хотя, казалось бы, в жизни так никто не говорит. Или другой пример: в математике есть задачи, где нужно посчитать количество чисел, удовлетворяющих определенны условиям. Так вот «ноль» GMAT считает положительным числом, хотя отечественная школа учит иному. И так далее.

Возвращаясь к теме экзамена, помимо TOEFL и GMAT нужно написать еще три эссе. В первом нужно рассказать о том, для чего тебе нужна степень МВА, во втором описать проблемную ситуацию на работе и предложить пути ее решения, а в третьем рассказать про свою жизнь вне работы – интересы, увлечения, достижения.

Какие документы вы собирали для поступления?

Две рекомендации, результаты экзаменов, эссе, документ о высшем образовании и подробную анкету.

Когда вы приехали в первый раз, на свой первый модуль, что для вас было самым неожиданным?

В целом, всё совпало с картинкой, которую я себе представляла до отъезда. Что отличается от российских учебных заведений – так это отношение к экзаменам. Самая первая лекция была посвящена плагиату. Нам подробно объяснили, что бывает с теми, кто, например, выдает чужую работу за свою. Работая над своими заданиями, я даже не могу допустить мысли о том, чтобы списать откуда-то строчку и не указать источник. К сожалению, в российском образовании это особо не контролируется, и студенты используют массу ухищрений. В Оксфорде же этого просто не может быть, потому что не может быть никогда. Девиз Университета– “Oxford University: where your best isn’t good enough, since 1171”. То есть ты все время должен двигаться вперед и работать на пределе своих возможностей.

Вы закончили вуз по специальности «государственное управление». Я понимаю, что это разные вещи, но все-таки и то, и то – управление. В чем разница?

В первую очередь нужно понимать, что я поступила в вуз в 1993 году в Новосибирске. Тогда было такое время, что наши преподаватели учились вместе с нами - ведь и менеджмент, и маркетинг, и финансовые дисциплины только развивались. Сейчас уровень образования существенно вырос и люди, которые выходят из управленческих вызов, обладают качественно другими знаниями.

Разница и в форме занятий: в MBA теория дается посредством кейсов – нет «голых знаний». Анализируя тот или иной кейс, ты оцениваешь ситуацию комплексно, применяя к ней как уже имеющиеся, так и вновь полученные знания.

Также, Оксфордская бизнес-школа делает акцент на предпринимательстве и лидерстве. То есть любой кейс ты пропускаешь через себя, через свою позицию и свою ответственность.

Ну и конечно нельзя не отметить уровень преподавателей – все они специалисты высокого уровня, которых всегда интересно слушать и общение с которыми действительно открывает для тебя новые горизонты.

Как вы думаете, в какой момент своего жизненного пути, своей карьеры, стоит задуматься о том, чтобы получить MBA? Есть ли такие люди, кому вы бы не советовали этого делать?

Мне кажется, перед получением MBA или ЕМВА обязательно нужно поработать, чтобы самому ощутить, что такое бизнес и какие в нем бывают проблемы. Когда тебе 16 – 21 год, ты просто воспринимаешь информацию, но не совсем понимаешь, как ты ее будешь использовать. Другое дело – когда ты осознанно приходишь в (Е) МВА с целью найти ответы на появившиеся у тебя в процессе работы вопросы.

Что касается возраста, то здесь общих рецептов нет. Например, в нашей группе из 50 человек средний возраст – 37 лет, то есть я отношусь к младшеньким. Кстати, для full-time MBA средний возраст обычно ниже. У нас в группе есть люди, которые получают ЕMBA и в 54 года. Но, конечно, я бы не советовала ждать так долго. Мне кажется, что поздние двадцать - ранние тридцать - это оптимальный возраст. С одной стороны, в это время ты уже имеешь солидный опыт и понимание бизнес-процессов, а с другой – ты еще открыт к новым знаниям и достаточно гибок, чтобы что-то поменять в себе.

Если говорить о том, кому не стоит получать МВА – наверное, людям, которые не чувствуют себя лидерами. Ведь если мы говорим про MBA, мы имеем в виду позиции, связанные с управлением. А если вам нравится быть впереди, вести за собой, брать на себя ответственность за свои решения, не бояться смотреть в лицо неопределенности, то бизнес-образование – как раз для вас.

Сильно меняется подход к бизнесу, к работе после MBA?

Да, конечно. В первую очередь потому, что ты выходишь из своей колеи и смотришь на происходящее с более глобальной перспективы. Во-вторых, потому что для принятия решений ты начинаешь использовать новые алгоритмы. В-третьих, потому что «точки отсчета» для проверки эффективности и качества твоих решений тоже меняются. И многое другое… В целом, весь процесс напоминает ощущения от внезапно обострившегося зрения.

Что вы знаете про выпускников вашей школы? Что в их жизни изменилось после MBA?

По статистике до 60% учеников за два года обучения меняют в своей жизни вообще все. Это большой процент. Люди меняются, но в этом, наверное, и есть их цель.

Мнение о том, что MBA – это способ за два года сделать головокружительную карьеру – правда?

Отчасти, правда. Но не нужно воспринимать МВА как панацею. Дело в том, что в MBA, а особенно в ЕМВА, идут люди, которые уже многого добились и хотят добиться еще большего. Они обладают знаниями, волей, ставят перед собой амбициозные цели. МВА – это необходимый инструментарий для того, чтобы добиться успеха в современном бизнесе, однако роли личностных качеств - интеллекта, здравого смысла, воли и последовательности - никто не отменял.

В основном, кто с вами учится? Где они работают?

Очень по-разному. Есть владельцы собственного бизнеса, есть топ-менеджеры транснациональных компаний. При этом есть пластический хирург и сотрудники некоммерческих организаций. Оксфорд очень гордится этим разнообразием – социальным, профессиональным, национальным. Ведь с чем более широким кругом людей мы общаемся, тем лучше мы понимаем бизнес и жизнь вообще.

А что получают от вас преподаватели?

Думаю, они получают много новых любопытных кейсов и понимание того, что происходит на локальных рынках.

А ваша жизнь целиком, не только в плане работы, сильно изменилась после поступления?

Конечно, изменилась. Во-первых, удивительно то, что у меня появилось 50 друзей по всему миру. Причем это люди, с которыми я бы при других условиях никогда бы не встретилась. Австралия, Индия, Судан – все в одной аудитории!

И, во-вторых, сильно уплотнилось время – темп жизни стал очень высоким. Я заканчиваю работать около 20 00, иду в спортзал, прихожу домой в 23 30 и начинаю заниматься. И так почти каждый день. Нельзя сказать, что мне это легко дается, иногда начинаю себя жалеть, но тут же вспоминаю о том, ради чего я это делаю, и возвращаюсь к своим книгам. Еще стало невозможно делать простые вещи – например, просто полежать и почитать. Или долго, с удовольствием ходить по магазинам: только быстро заскочить, схватить нужную вещь и побежать дальше…

Кстати, меняется и отношение к жизни: например, раньше я была склонна переживать по мелочам, откладывать принятие решений, а сейчас на это просто нет времени!

А на отношения с людьми это как-то повлияло?

Наверное, да. Поскольку вокруг меня теперь много людей разных национальностей с разными жизненными историями, я многому учусь, смотрю, перенимаю. В целом, наверное, я стала терпимее к людям – стараюсь понять, каковы мотивы их поступков, какова их предыстория и будущие цели. Плюс, европейский стиль общения – более легкий, открытый и дружелюбный в сравнении с нашим – тоже очень полезный и приятный experience.

Вы не чувствуете, отношение к вам как-то изменилось?

В целом, люди с уважением относятся к тому, что я делаю. Все понимают, что это нелегко дается. И я очень признательна своим друзьям и близким, которые поддерживали и продолжают поддерживать меня, даже когда мои собственные силы на исходе. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» - это актуально даже для обладателей МВА!