О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Босс попросил вас о небольшом личном одолжении. Купить ему кофе, передать документы в банк, забрать заказ из интернет-магазина, подвезти его сына. Вы с радостью готовы услужить. Один или два раза. Но как быть, если это становится традицией?

Начальник просит вас сделать что-то, что не предусмотрено вашей должностной инструкцией, и у вас нет другого выбора, кроме как выполнить требование. Знакомо? Возможно, разовое поручение вы выполните в качестве одолжения, даже не раздумывая. Но что если это становится традицией? Вас просят то заказать билеты в аэропорт, то отвезти одежду в химчистку, то сопроводить детей на футбол, то вынести мусор. В каких случаях такие просьбы неуместны?

К сожалению, проблема в том, что, как правило, ваше недопонимание с начальником не ограничится только такого рода просьбами. Скорее всего, он или она будет нарушать профессиональные границы и другими способами. Так что ждите и других неприятностей на работе, – говорит Джанет Скарборо Чивители, психолог и карьерный консультант в Остине, штат Техас. Что делать?

1. Посмотрите на контекст

В каких случаях можно признать такую ситуацию приемлемой? «Контекст – это все, - считает Мари Шефер, консультант по управлению талантами из Филадельфии. – Все зависит от вашего отношения и модели поведения до сих пор. Во-первых, хотите ли вы делать это? Во-вторых, не выглядит ли это так, что у вашего начальника нет другого выбора, как попросить вас? В-третьих, каковы возможные последствия, если вы откажетесь?».

2. Прочувствуйте, где проходит граница

«Не думайте, что это проблема только отдельных компаний. Такие ситуации встречаются как в больших, так и в маленьких фирмах, - считает Чивители. Бесцеремонные руководители есть везде». Очень важно провести границу на ранней стадии. Чивители предлагает говорить о своего рода демаркационной линии (линия, разделяющая воюющие стороны на время перемирия). Например: «Я хотел бы быть полезным, но, полагаю, у нас разные ожидания. Не могли бы мы обсудить, чтобы понимать одинаково, в чем состоят мои обязанности?». Чем дружелюбнее и спокойнее вы будете вести разговор, тем лучше. «Вы или придете к взаимовыгодному соглашению, или обнаружите, что ваша работа требует чего-то, что вам неприятно, и тогда придется взвесить «за» и «против» необходимости искать другую работу», - говорит эксперт.

3. Предложите план «Б»

«Вы можете провести границу там, где хотите, - считает Шефер. – Допустим, вы не хотите делать того, что вас просят, и думаете, что потеряете работу, если скажете «нет». Но, пока вы не готовы увольняться, вам придется принимать временное решение. Тогда, например, в данный момент вы могли бы согласиться. И следовать этому решению до тех пор, пока не придумаете стратегию, как сделать так, чтобы таких просьб не возникало». Если ваш руководитель – разумный человек, вы можете предложить подумать над альтернативой или даже внести другие предложения. Шефер твердо настаивает на том, что ожидания нужно обсуждать, независимо от того, какими тривиальными или неожиданными они кажутся. Но делать это нужно на ранней стадии, «пока отношения любезные и стабильные, и тема переговоров не успела накалиться.

Во многих случаях руководители даже не осознают, что они переступают границы. Лоран Тилбери, основатель французской фирмы HorsePower, которая консультирует в вопросах личностного и профессионального роста, рассказала, что ее муж однажды попросил женщину, которую наняли для уборки дома, начистить до блеска его ботинки. Она отказалась и объяснила, что она специалист по уборке, а не прислуга. «Он совершенно не ожидал, что она может отреагировать таким образом, - говорит Тилбери. – Но он все понял, и больше никогда не обращался с просьбами. Часто тот, кто требует, даже не представляет, что перешел границы, пока вы об этом не скажете».
В любой дискуссии необходимо ссылаться на должностную инструкцию. Если у руководителя есть сомнения – настаивайте, советует Шефер. Задавайте вопросы: «Что делал человек на этой позиции до меня?», «Почему вы убеждены, что это будет продолжаться?», «Что если мы пересмотрим этот пункт, ведь в этой должности новый человек?».

4. Оставьте бумажный след

Но не останавливайтесь на этом. Набросайте проект абзаца по результам вашего обсуждения. Отправьте его по электронной почте с ремаркой: «Я позволил себе суммировать все, что вы, как я понял, ожидаете от моей работы. Если я что-то напутал или упустил, дайте мне знать, пожалуйста». Зафиксировав вашу договоренность на бумаге, вы будете иметь возможность вернуться к ней в любой момент. Кроме того, это может на самом деле усилить ваши позиции. «Когда я работала менеджером по человеческим ресурсам, я не уставала удивляться тому, что сотрудники «не слышат» обратную связь о своей производительности до тех пор, пока не увидят оценку на бумаге», - говорит Шефер. - Это одно из свойств работы мозга, и оно действует точно так же, когда вы пытаетесь донести нечто до своего руководителя».

5. Сдвиньте ситуацию с мертвой точки

Если ваш руководитель продолжает отмалчиваться, возможно, имеет смысл привлечь второе лицо. Обратитесь к человеку, которому вы доверяете. «Нет необходимости подробно посвящать его в вашу ситуацию, но, возможно, если вы обратитесь к своему бывшему начальнику, которого уважаете, он сможет дать совет, как не нагнетать ситуацию», - предлагает Шефер. Если и это не помогает, и руководитель продолжает забрасывать вас нерабочими заданиями, идите в отдел кадров. Но убедитесь, что доказательства у вас под рукой.

6. Учтите региональные различия

Это может относиться к вам, если вы работаете в международной компании. Или если ваш босс – уроженец другой страны. В некоторых странах отношения между руководителями и подчиненными не настолько формальные и сухие, особенно на семейных предприятиях. «В Азии поручения сверх той работы, на которую вы были наняты, могут быть нормой, - рассказывает Стивен Енг, консультант по рекрутингу HofConsulting. - Часто директор по маркетингу или продажам отвозит детей босса в спортивный клуб. И в силу субординации он не может сказать «нет», даже в очень дипломатичной и мягкой форме. В таких случаях сотрудники предпочитают увольняться, а не вести переговоры». Однако во Франции отношения между руководителями и наемными сотрудниками стали более ясными, после того как полтора десятилетия назад была узаконена 35-часовая рабочая неделя. «Теперь, когда работники получают почасовую плату, владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы они усердно выполняли свои прямые обязанности, и избегают сверхурочных выплат. Не то чтобы дополнительных просьб больше не возникает, просто их легче предотвратить».

7. Выберите правильный путь

Важно доверять своим инстинктам, настаивает Тилбери. «Если нечто вызывает у вас неприятное чувство, то, скорее всего, оно таким и является. Как только вы заметили, что граница должна быть восстановлена, обсудите это конструктивно, причем так быстро, как сможете, - пока ситуация не накалилась, - советует она. - Откладывание этого разговора увеличит уровень раздражения и гнева, и рано или поздно приведет к неконструктивному всплеску эмоций. Поэтому важно начать этот разговор как можно раньше».

По материалам E-xecutive.ru