О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Стремясь к вершинам своей карьеры, мы совершаем ошибки, осознание которых приходит спустя годы и даже десятилетия. Джефф Хейден — о тех вещах, которые нужно сделать сейчас, чтобы не сожалеть потом.

«Вы работали на заводе в течение почти 20 лет, — сказал бывший коллега. — Есть ли что-то такое, что бы вам хотелось сделать по-другому, если бы у вас была возможность вернуться в прошлое?»

Оглядываясь назад, я в действительности не сожалею о стратегических ошибках, или плохих тактических решениях, или карьерных оплошностях. У меня их было достаточно. Я сделал множество того, что ограничивало возможности моего карьерного продвижения. Конечно, в то время я сожалел об этих ошибках, но сегодня уже не очень. По крайней мере я извлек уроки из большинства из них.

О чем я действительно сожалею, так это о том, что не сказал в свое время важных вещей людям, с которыми я работал. Сотрудникам, которые находились в моем прямом подчинении, или хотя бы одному человеку, который был моим начальником. Эти моменты я хотел бы вернуть назад, потому что, если бы я говорил эти важные вещи, я мог бы добиться положительных сдвигов, пусть и небольших, в жизни других людей. (Извинения много лет спустя, которые я принес, — это, конечно, хорошо, но они не могут иметь того же воздействия.)

Так что не оглядывайтесь назад с сожалением. Говорите эти вещи сейчас. И не надо отговорок, что вы слишком заняты. Они не займут много времени; для максимального воздействия длительного времени и не потребуется. Скажите, что вы должны сказать, и все завершится успешно.

Обещаю вам, что это стоит затраченного времени.

1. «Мне очень жаль, что я не справился…»

Мы дали маху и все испортили, и есть вещи, за которые нам следует извиниться: Слова. Действия. Упущения. Неспособность сделать шаг вперед, или вмешаться в ситуацию, или просто оказывать поддержку.

Скажите, что вам жаль. И не стоит сопровождать ваше извинение оговорками вроде «но я был очень расстроен…» или «я думал, что ты…» или любым другим заявлением, которое тем или иным образом ставит что-то кому-то в упрек или возлагает хотя бы малейшую частицу вины на другого человека.

Скажите, что вам жаль, скажите, почему вам жаль, и возьмите на себя ответственность за ваши ошибки. Ни больше ни меньше.

2. «Вы так здорово сделали это…»

Похвала никогда не будет лишней, так как хвалят у нас людей нечасто.

В свое время я не сказал бесчисленному количеству людей, как хорошо они выполнили свою работу, насколько удивительными они были…

Просто выберите кого-то, кто сделал что-то хорошо, и выразите этому человеку свое восхищение. Не стесняйтесь оглядываться в прошлое. Высказывание «я просто сейчас думал о том, как ты быстро и профессионально справился с этим проектом в прошлом году…» может оказать столь же позитивное воздействие сегодня, как бы это было сразу после окончания вышеупомянутого проекта. Может быть, это имело бы даже немного большее влияние, ведь даже через год вы все еще помните о заслугах своего коллеги.

Не стесняйтесь выходить за рамки своей функциональной области: неожиданная похвала — это подарок, который вам ничего не стоит, но является бесценным для получателя.

3. «Вы не могли бы мне помочь?..»

Одно из моих самых больших сожалений — это то, что не попросил своего друга и непосредственного начальника о помощи. Мне дали ведущую роль в проекте, которым он очень хотел руководить. К его чести, он проглотил свою гордость (он был выше меня и по должности, и по статусу) и сказал мне, что он будет рад помочь всем, чем только может.

Несмотря на то что он действительно хотел мне помочь, я не стал его просить: я решил показать всем, что могу справиться с проектом в одиночку. Я позволил своему самолюбию быть важнее его искренних чувств.

Обращаясь к кому-то за помощью, вы тем самым отдаете должное их профессиональным навыкам и значимости. Вопрос «можете ли вы мне помочь?» равносилен утверждению «вы великолепно в этом разбираетесь, вам здесь нет равных».

И есть еще в этом практическая ценность: вы на самом деле получите квалифицированную помощь.

4. «Могу ли я вам помочь?..»

Посмотрите на эту ситуацию с обратной стороны. В некоторых организациях просьбы о помощи рассматриваются как признак слабости. Понятное дело, что многие люди не решаются спросить. Но все при этом нуждаются в помощи.

Недостаточно просто сказать: «Есть ли что-то, с чем я могу вам помочь?» Большинство людей автоматически скажут: «Нет, спасибо». Будьте конкретны. Скажем: «У меня есть несколько свободных минут… Могу ли я вам помочь закончить (это)?»

Вы должны предложить свою помощь в духе совместной работы, без ноток покровительства или одолжения.

И потом вам следует засучить рукава и взяться за работу.

5. «Я сожалею, что вас подвел»

Меня назначили вести проект в другом отделе. Это был проект, за который я определенно не хотел браться. Так что я спустил проблему на тормозах. Я позволил другим людям взять на себя выполнение всех соответствующих функций, в то время как я сам сосредоточился на проектах, в которых был больше заинтересован (и, честно говоря, которые были более статусными).

Мой руководитель ставил себя под удар с тем, чтобы выбить для меня этот проект, так чтобы я смог получить более широкое воздействие, но меня это не волновало. В конце концов он сказал: «Все знают, что ты очень занят, поэтому они решили справиться с этим самостоятельно».

Я чувствовал себя отвратительно, но не удосужился сказать: «Я знаю, что вы рисковали, чтобы способствовать росту моей карьеры, и мне действительно очень жаль, что я вас подвел. Я обещаю, что этого больше никогда не повторится». Одно высказывание помогло бы уладить проблему, которую я счел нужным проигнорировать.

Самые большие проблемы — эмоциональные. Загладьте свою вину перед другими людьми, чтобы эти проблемы вас больше не преследовали.

По материалам iBusiness.ru