О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Понятие «харизма» мы привыкли употреблять в отношении звёзд шоу – бизнеса и политических деятелей. В то же время, самый обыкновенный человек тоже «имеет право» на свою собственную харизму. Более того, каждый человек обладает харизмой, но далеко не все умеют её в себе открыть и использовать для достижения успеха.

НАШИ КОМПЛЕКСЫ – МЕСТО ГДЕ «СПИТ» ХАРИЗМА

Харизма – это свойство вашего образа в глазах окружающих, которое помогает нам производить на них особенно выразительное, яркое и неповторимое впечатление. Харизматик – это человек, обладающий харизмой.

Первое свойство харизматиков: их всегда замечают и выделяют в толпе. Клиенты выбирают из тех, кого они заметили, кто сумел обратить на себя их внимание. Самых громких, ярких, активных, уверенных и нестандартных, то есть обладающих харизматами.

Харизмат – это черта человека, которая обращает на него внимание окружающих. Харизматы бывают природные (врождённые) и приобретённые.

Примеры природных харизматов известных профессионалов:

- Рост 2 м 15 см. Благодаря этой особенности, скромного выходца из сибирской деревни сразу заметили в столице и пригласили офис – менеджером в крупную компанию. Когда он входил в переговорную, у клиентов перехватывало дыхание: увидев сначала голову на уровне притолоки, а затем – и всё могучее тело, не помещавшееся в дверном проёме, они испытывали ощущение, что сама статуя Аполлона Бельведерского ожила и решила почтить их своим присутствием. Впоследствии этот человек сделал оглушительную карьеру, став руководителем крупной компании.

- Уникальные имя и фамилия. Профессионал сумел стать самым популярным в своей области – буквально «притчей во языцех», потому что людям со стандартными именами типа «Сергей Иванов» и «Татьяна Петрова» доставляло какое – то благоговейное удовольствие повторение этого харизматического имени. Имя этого человека склоняли и тут и там и, в результате, раскрутили так, что он стал самым упоминаемым представителем своей профессии.

Иметь яркие природные харизматы – большое везение. При этом, часто возникает парадокс: обладая яркими природными харизматами, человек совершенно ими не пользуется! Не пользуясь своими природными харизматами, мы не просто теряем потенциальные возможности, а лишаем самих себя своей природной силы!

Природные харизматы – это кнопки запуска индивидуальной силы и эксклюзивной энергетики каждого человека. Главное – найти у себя свои природные харизматы и дать им раскрыться.

Найти харизматы очень просто. Обычно, они находятся там, где коренятся самые острые комплексы человека. Вы чего - то в себе стесняетесь? Будьте уверены: именно в этом «месте позора» и кроятся ваши персональные уникальные источники успеха!

Вы стесняетесь своего роста? Вам кажется, что вы слишком высоки и поэтому сутулитесь? Или – слишком «маленький», поэтому не знаете, какой длины ходули приделать к вашей обуви? Помните: ваш рост – это ваш харизмат! Распрямитесь и подчеркните все достоинства вашего роста: высокие – покажите, как вы велики, могучи и изящны, маленькие – продемонстрируйте вашу филигранную хрупкость, ловкость и подвижность.

Вы боитесь громко говорить? Будьте уверены: у вас удивительный голос и уникальные ораторские способности! Срочно – на сцену! И – выступайте, выступайте, выступайте!

Вы стесняетесь вашей фигуры? Значит, она нестандартна, а следовательно, - это ваш личный харизмат! Разденьтесь догола и оцените все ваши уникальности, которые нужно подчёркивать!

Помните: харизмат – это не столько красота и эстетика, сколько уникальность и неповторимость! Ведь красота так же как и безобразие – понятия относительные…

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ «СЕРОЙ МЫШЬЮ»

Все мы, следуя своим привычкам, постоянно повторяем одно и то же поведение, создавая однозначный образ и производя всегда одинаковое впечатление на окружающих и ничем не выделяясь из «серой массы». Отсюда – «синдром серой мыши», столь типичный для нашего общества.

Основной признак «синдрома серой мыши» - стремление быть «как все», не пытаясь проявить собственную индивидуальность и следовать новому пути в жизни и поведении. Именно поэтому, человека с синдромом «серой мыши» всегда причисляют к определённым стереотипным группам: «офисный планктон», «гламурные красотки», «айтишники», «бородатые консультанты», «старые девы», «продавщицы советского гастронома», ««белые воротнички», «впариватели ненужного товара», «начальницы – стервы», «шеф – самодур», и т.д.

Как перестать быть «серой мышью»?

Шаг первый – совершите то, чего раньше никогда не делали. Вы – робкий тихоня? Начните знакомиться с людьми на улицах и первым подходите на вечеринках к тем, кто вам интересен. Боитесь публичных выступлений? Завтра же сделайте яркую презентацию большой аудитории! Стесняетесь вашего босса? Сейчас же обратитесь к нему со свежим предложением по проекту!

Перестаньте ходить проторенными тропами и пользоваться всем известными штампами! Пробуйте себя в новых сферах, ситуациях, отношениях! Не бойтесь риска: ведь это настоящий подарок для развития харизмы! Пойдите навстречу своему страху, и вы обретёте именно ту частичку силы, которая и называется харизмой.

Шаг второй – займитесь тем, что вам по – настоящему интересно. Как часто мы «наступаем на горло собственной песне»! Прирождённая танцовщица занимается бухгалтерией. Инженер – конструктор торгует прокладками. Гениальный продавец пытается управлять коллективом…

Всю жизнь занимаясь неинтересным для них делом, все эти люди впустую разбазаривают ту самую драгоценную внутреннюю энергию, из которой могла бы сложиться их харизма, если бы они один раз просто начали заниматься своим делом.

Задайте себе вопрос: «Что мне сейчас наиболее интересно?» и начните этим заниматься. Для начала, хотя бы в качестве хобби. Вы довольно быстро ощутите тот самый прилив сил и интереса к жизни, который и есть – основа харизмы.

Шаг третий. Сделайте ваш образ интересным. Подойдите к зеркалу и внимательно посмотрите на себя. Как вы выглядите со стороны? Ваш образ скорее стандартен и похож на всех остальных, или вы уникальны и неповторимы? Если вы пройдёте по улице, сколько людей обратят на вас внимание?Оглянется ли кто – нибудь вам в след?

Харизматик всегда производит впечатление на окружающих. Даже когда молча проходит по улице мимо нас. Зачастую, мы даже не можем точно сформулировать, что именно нас в нём привлекло.

Проанализируйте: каков ваш образ сейчас. Можно ли назвать этот образ одним словом? Может быть, по вашему внешнему виду сразу же можно угадать вашу профессию? «Деловой человек»? «Бизнес – леди»? «Человек без определённых занятий»? «Домохозяйка»? «Работяга»?, «Вечный студент», «Торговый представитель»? и т.д. Если ваш образ настолько прост, стандартен и однозначен, это означает, что ваша харизма пока спит, и её нужно разбудить, поняв, в чём же ваша изюминка, чем вы отличаетесь от других.

Чтобы сделать ваш образ ярким, добавьте в него черты, противоречащие вашему исходному образу. Вы всегда одеты в строгий деловой костюм? Смените гладкую причёску на небрежные слегка растрёпанные локоны а очки - на линзы!  Вы носите одежду чёрного и серого цветов? Добавьте яркий аксессуар: пёстрый шарфик, броский галстук, и расстегните верхнюю пуговицу, и т.д.

Игра на контрасте – это отличный способ развивать собственную харизму не только во внешности, но и в манере поведения.

Серьёзный мужчина в строгом деловом костюме не обращает на себя внимания ровно до тех пор, пока не начинает надувать разноцветные воздушные шарики на корпоративной вечеринке! Вот тут – то к нему – такому разному и неоднозначному – начинают стекаться коллеги, чтобы с ним познакомиться!

Женщина с устоявшимся имиджем «синий чулок» (серый костюм, очки, асексуальные аксессуары) внезапно надевает шпильки и мини – юбку и, покачивая бёдрами, идёт сдавать квартальный отчёт. По количеству поклонников она «переплюнет» всех самых привлекательных дам офиса! А всё – потому, что, в отличие от них, от неё повеет тайной.

Экспериментируйте с вашим образом!

Для того, чтобы стать интересным для других, нужно научиться быть интересным для самого себя. Быть интересным самому себе можно только тогда, когда ты открываешь для самого себя новые и новые грани, жонглируешь собственными образами как артист на арене цирка. И – творишь, творишь, творишь - каждый раз себя заново.

ХАРИЗМА – ЭТО ВНЕШНЕЕ + ВНУТРЕННЕЕ

Харизма – это качество человека (профессионала), которое определяется двумя факторами:

- Внешним впечатлением, которое человек производит на окружающих: насколько оно располагающе и привлекательно

- Внутренним самоощущением человека: насколько оно комфортно и уверенно

Сочетание уровней внешнего впечатления и внутреннего комфорта образуют степень харизматичности человека в ситуации. На схеме, представленной ниже, мы видим три основных синдрома «Нехаризматичной личности», которые образованы низкими уровнями внешнего впечатления и (или) внутреннего состояния человека.

«Синдром серой мыши» – это форма нехаризматичного поведения, при котором ощущение дискомфорта сочетается у человека с низкой оценкой окружающими. Проблема «серых мышей» - в том, что они, как правило, занимаются не своим делом. Часто «серыми мышами» становятся специалисты, выбравшие сферу и направление собственной деятельности не по призванию, а по причине давления внешних факторов (необходимости зарабатывать деньги и делать карьеру). Формальное выполнение своих обязанностей, перекладывание ответственности за результат на других, полное безразличие к результатам своей работы в сочетании с постоянным страхом быть уличённым в некачественной работе и наказанным руководством – отличительные черты сотрудника с синдромом «серой мыши».

«Синдром непризнанной звезды» - это форма нехаризматичного поведения, при которой высокое мнение о собственных достоинствах сочетается с низкой оценкой окружающих.

Часто мы ошибаемся, считая таких людей харизматичными из – за их яркого внешнего имиджа. На деле же имидж этот недолговечен. Отсутствие социального признания, к сожалению, не служит для таких людей сигналом к саморазвитию, а вызывает враждебность к окружающему миру. Получается «замкнутый круг»: чем больше сотрудник пытается самоутвердиться, тем более негативную обратную связь он получает, а затем обижается на социум и ведёт себя ещё менее адекватно.

«Синдром гения - самоеда» - это сочетание высокой оценки окружающих и низкой самооценки человека. Эти специалисты никогда не бывают удовлетворены результатами своей деятельности и всегда «затягивают» окончание проектов, постоянно испытывая потребность всё переделывать и доводить до совершенства. Все попытки убедить их в совершенстве полученных ими результатов часто не способствуют изменению их точки зрения, а совсем наоборот – ещё сильнее обостряют их сомнения и неуверенность в себе.

Все вышеперечисленные типы поведения являются примерами недостаточно развитой личной харизмы.

Харизматичное состояние человека – это гармония и баланс между его внутренним состоянием комфорта и внешним успешным поведением, одобряемым окружающими.

Харизма – это качество человека, при котором он совмещает высокий уровень одобрения окружающими его поведения и оптимальное самоощущение с высокой самооценкой.

Харизматики – это те счастливые люди, которым удаётся достигать ТОП (Точки Оптимального Поведения) - состояния, когда ими довольны не только окружающие, но и они сами.

Точка Оптимального Поведения – это та форма деятельности (действия, работы, активности), в процессе выполнения которой человек вызывает максимальное принятие у окружающих и, при этом, состояние наибольшего комфорта у самого себя.

У разных людей точки оптимального поведения (ТОП) различны.
Распространённое явление - профессионалы с ТОП в области ораторского мастерства (харизматичные ораторы), которые являются весьма посредственными переговорщиками. Также, часто встречаются искусные «продажники» с ТОП в области пре – продажной беседы с клиентом, но, при этом, неуспешные в сфере управления людьми. Именно поэтому, идея выдвижения опытных продавцов на должность руководителей отделов продаж не всегда приводит к успеху.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХАРИЗМЫ

Тренинг «Твоя уникальная харизма» - это новый авторский тренинг, направленный на самораскрытие и развитие харизмы человека. Его технология заключается в следующем.

1. Для человека формируется Зона самораскрытия – спектр деятельностей, пробуя себя в которых, он «нащупывает» именно те сферы, в которых он наиболее успешен. К таким деятельностям, чаще всего, относятся: «бизнес – презентация», «переговоры», «продажи», «управленческое взаимодействие», и другие.

2. Пробуя себя в Зоне самораскрытия, человек выстраивает свою «линию харизмы», всё больше приближаясь к свой Точке Оптимального Поведения – той деятельности, в которой он одновременно успешен для социума и получает максимальное удовлетворение для самого себя.

3.  Линия харизмы выстраивается поэтапно для таких сфер человеческого проявления, как:

- тело и общий образ человека: выявляются телесные блоки и превращаются в точки запуска харизматичного поведения,

- эмоциональность: определяются роли, которые являются наиболее ресурсными для человека,

- волевая сфера: формируется план действий и стиль влияния, который является наиболее силовым для данного человека,

- рациональная сфера: рекомендуется оптимальный стиль подачи информации и интеллектуальной деятельности.

Так, по отдельным «кирпичикам», поэтапно, выстраивается гармоничный и сбалансированный стиль и образ поведения человека, который является пусковым механизмом его успешной харизматичной деятельности.

Наталья Титова, кандидат психологических наук, ведущий тренер – консультант компании Авторский Тренинг, легендарный тренер – консультант по харизме и эффективным бизнес – коммуникациям