О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Как известно, рынок труда переживает свои сезонные циклы и колебания. В частности, зимой он впадает в своего рода спячку, а в марте - оживает. Март 2015 года будет для российского рынка труда непростым и, быть может, не самым традиционным, оживление будет менее заметным, а приглашения на собеседования - более редкими. Чтобы не упустить свой шанс, воспользуйтесь экспертными рекомендациями о том, как свести к минимуму риски провала на интервью.

Лу Адлер, основатель консалтинговой компании Adler Group, которая помогает компаниям находить таланты, автор книги "Нанимай с головой", поделился своими рекомендациями по подготовке к собеседованию и его прохождению.

1. 8-10 часов эксперт советует посвятить тому, чтобы представить все возможные чудные ситуации, которые могут произойти на интервью, и профессионально выйти из них. Собеседование так же важно, как крупная презентация, напоминает он, поэтому качественная подготовка отнимет не менее этих самых 8-10 часов. Что же они должны в себя включать?

2. "Домашняя работа" о компании: эксперт рекомендует найти в профессиональных социальных сетях профили тех, с кем предстоит встретиться на интервью, проанализировать список открытых вакансий (особенно близких к той, на которую вы претендуете), почитать отзывы о компании на профильных сайтах и ее свежие пресс-релизы. Вся эта информация пригодится, чтобы задать впечатляющие вопросы (это не менее важно, чем впечатляюще ответить на заданные).

3. Списки сильных и слабых сторон: составьте два списка по 6-8 пунктов в каждом, и каждый пункт проиллюстрируйте примером из профессиональной жизни. Интервьюеру это запомнится. В иллюстрациях "списка слабостей" не забудьте рассказать, какой урок вы извлекли из ситуации и как ее преодолели.

4. Подготовьте краткую рецензию на два главных достижения на ваших последних местах работы. Будьте готовы обсудить как минимум одно крупное индивидуальное достижение и одно командное за последние пять лет.

5. Отрепетируйте универсальные ответы на вопросы. Схема универсального ответа следующая: начните с некоего утверждения, потом в двух-трех предложениях разъясните и распространите его, предоставьте несколько примеров. Завершите ответ подведением итогов, в которых будут содержаться "крючки", за которые собеседник сможет "зацепиться" для дополнительных вопросов.

6. В самом начале интервью уточните, что нужно от специалиста на этой конкретной должности. Попросите собеседника описать некоторые проблемы в работе, на что нужно обратить внимание, спросите о команде, о том, что нужно решить, улучшить и сохранить. Эту информацию вкупе с вашими достижениями вы будете использовать, чтобы доказать, что у вас есть опыт в решении подобных проблем.

7. Спросите о навыках. Если некий навык, необходимый на этой работе, входит в зону ваших компетенций, спросите интервьюера, что конкретно требуется от человека на этой работе. И используйте один из подготовленных универсальных ответов, снабженный хорошими примерами.

8. Проанализируйте потребности. Спросите о проблемах с ресурсами, сроками и командой - и снова приведите подходящие примеры из своей биографии. Помните, чем глубже и конкретнее будет задан вопрос, тем яснее ваш собеседник поймет, как хорошо вы понимаете реальные потребности компании.

9. Составьте свое собственное "ценностное предложение" на одной странице. Обычные резюме больше не работают - работодателям больше не интересно читать общую информацию о ваших достижениях, им интересно узнать о том, что вы можете предложить конкретно их компании. Поэтому составляйте индивидуальные ценностные предложения. В известной книге The One-Page Proposal Патрик Рейли рассказывает, как кратко и емко изложить коммерческое предложение компании на одной странице. Сайты, вроде 1-Page.com, помогут сделать то же самое - с карьерной точки зрения. На этом портале, кстати, есть примеры ценностных предложений для разных специалистов.

10. Проработайте шаблон интервью.  Если подготовить ответ на каждый из вопросов, то на интервью вы точно будете в хорошей форме.

11. Не переусердствуйте. Рассказывая об опыте и сильных сторонах, не перестарайтесь, дайте собеседнику понять, что вы не излишне квалифицированы для этой работы, что она - определенный вызов для вас, что она вам интересна, что вы мотивированы выполнять предложенные задачи.

12. Ожидайте, что будете нервничать. Чтобы минимизировать нервозность, при подготовке к интервью воспользуйтесь одним из советов Адлера. Возьмите список вопросов и таймер - и заставьте себя на каждый вопрос из списка отвечать как минимум две минуты. Так вы точно почувствуете себя увереннее перед собеседованием.

13. Поговорите о следующих шагах. В завершение интервью скажите, что вы заинтересованы в этой работе, но хотите знать, какой реакции ждать дальше, каковы будут следующие шаги. Если интервьюер увиливает от прямого ответа, спросите, не вызвало ли что-то из вашего предыдущего опыта беспокойства или неуверенности. И попытайтесь развеять опасения - у вас есть несколько универсальных ответов.

14. Нейтрализуйте негатив. Не пытайтесь скрывать негативные стороны из вашей трудовой биографии. Увольнения, несовершенства, отсутствие подходящего образования - об этом нельзя умалчивать, лучше обратить негатив в позитив. Расскажите, как отсутствие чего-либо закалило вас, чему научило, как помогло стать тем специалистом, которым вы сейчас являетесь.

Рекомендация-бонус по поводу глупых вопросов. Адлер советует: если вам будут задавать откровенно странные, а то и глупые вопросы (даже в Google отказались от подобных каверз, но некоторые HR-специалисты иногда все же грешат этим), не отвечайте на них. Лучше спросите: "Как это относится к должностным обязанностям этой вакансии?" И, вступив на твердую почву, приступите к отрепетированным рассказам о собственном опыте.

По материалам RB.ru