О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



При устройстве на работу кандидатам всё чаще приходится делать тестовые задания. Рекрутер Евгения Лямкина, ведущий консультант департамента Fashion&Beauty Retail хедхантинговой компании «Агентство Контакт», рассказала, на что в них стоит обратить внимание.

В последнее время увеличивается количество этапов собеседований при устройстве на работу (с кандидатами говорят не только менеджеры по персоналу, нанимающие менеджеры, но и руководители смежных функций), а сами этапы предполагают выполнение ещё и некоторых заданий. Я не говорю про таких работодателей, которые просят: «Напишите нам бизнес-план по открытию нового ресторана или новой сети магазинов, а мы его посмотрим и примем решение». Конечно же, это яркий пример задания, которое должно расцениваться как консалтинговая услуга с определённой ценой, и его не надо выполнять, не взвесив все риски.

Большинство компаний всё-таки дают тесты, не требующие разглашения коммерческой тайны и 100 часов для выполнения, а их содержание направлено на оценку важных для предстоящей работы качеств кандидата. Реакция большей части кандидатов на выполнение заданий очевидна: «Я не хочу, чтобы меня, как студента, проверяли на экзамене», «Я сейчас сделаю презентацию, мне откажут, а сами потом будут пользоваться», «У меня нет времени, чтобы работать на двух работах». И нас это не удивляет, так как в России эта культура только начинает зарождаться, и мы частично участвуем в её становлении.

Что проверяют с помощью заданий

Во-первых, результат задания показывает специалиста в условиях реальной работы. Например, одна из наших клиенток (крупная мультибрендовая розничная сеть) предлагала финалистам отбора на позицию директора по закупкам сделать презентацию на тему первых шагов на занимаемой должности. В ней должен был быть не только детальный анализ состояния дел, но и список инструментов для повышения эффективности работы, а также перечень конкретных поставщиков/брендов, с которыми планируется вести работу. Здесь оценивалась структурность мышления, умение смотреть на бизнес «с высоты птичьего полёта» и знание рынка.

Во-вторых, кейсы показывают мотивацию кандидата. Так как выполнение задания требует времени и определённых умственных затрат, вы ещё раз показываете серьёзность своих намерений, иногда сами отвечаете себе на вопрос: насколько это мне нужно? В условиях хантинга редких специалистов (иногда работодатель встречается с немотивированным профессионалом, который приходит просто познакомиться) это становится особенно актуальным. Потому что нанять «звезду» — это, конечно, очень хорошо, но и сама «звезда» должна для себя решить, насколько это важно ей самой. Обычно те, кто выполняют задания, не отказываются потом от офферов.

В-третьих, очевидно, что задания проверяют компетенции кандидата, которые нельзя выявить в условиях классического интервью. Один из наших клиентов — российский fashion-бренд — принципиально искал себе директора по стратегии из компаний другого сегмента. Кандидатам в качестве задания предлагалось подготовить детальный анализ рынка. Важный момент — источником информации должны были послужить только открытые источники (интернет, СМИ и др.). Компания так оценивала умение работать с большими объёмами новой информации и гибкость ума.

Советы по выполнению задания

  • При получении задания убедитесь, что вы правильно поняли суть.
  • Оговорите сроки выполнения и формат предоставления результата.
  • Заранее предупреждайте компанию о смещении сроков, если это требуется.
  • Не забывайте о том, что орфографические и прочие ошибки вам очков не прибавят, проверьте своё задание несколько раз.
  • Позвольте себе покреативить, если формат это позволяет (вряд ли креативность будет к месту в тесте на позицию главного бухгалтера, а для маркетологов это обязательно).

На что обратить внимание

Процесс выполнения задания важен не меньше, чем его результат. Поэтому если вы для себя решаете, что компания и позиция вам интересны, задание вас не страшит и вы готовы его сделать, то не забудьте об организационном моменте: обязательно оговаривайте сроки выполнения, форму предоставления результата и постарайтесь по максимуму все эти условия соблюдать. Если, например, вы условились о недельном сроке, а сами ближе к дате понимаете, что не успеваете, то лучше об этом предупредить заранее, сказав, что для вас очень важен результат, а сбор определённых данных потребовал большего времени.

Сама форма подачи результатов задания важна не меньше. Представительство одного европейского fashion-бренда предложило кандидатам на позицию менеджера розничной сети сделать своего рода «лист проверки» по основным параметрам работы сети и дополнить его своими советами по улучшению работы. Так как задание заказчику отправляли мы, то через три дня у нас было три презентации, из которых только одна была оформлена в фирменном стиле компании с современными логотипами. Сам анализ был оформлен в таблицу, где из недостатков следовали пути исправления ситуации, при этом шрифт был одинаковый, буквы и заголовки никуда не ползли. Две другие презентации по содержанию не уступали, но их форма оставляла желать лучшего: безликие слайды на белом фоне и чёрный шрифт, отсутствие заголовков. Стоит ли говорить, что клиент выбрал первого кандидата.

Но при этом стоит заметить, что в большинстве случаев к заданиям стоит относиться проще: это должно быть своего рода развлечение и повод попробовать свои силы в будущей работе.

По материалам The Village