О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



За последнее десятилетие нацеленные на успех менеджеры и специалисты стали значительно чаще прибегать к услугам наставников. Эти услуги могут быть как неофициальными, так и являться частью организованных программ.

Например, консалтинговая компания McKinsey & Co предоставляет наставника каждому новому консультанту. Но как бы ни были организованы программы, их цель одна – создавать условия, при которых опытный специалист оказывает поддержку тем, кто находится на ранней стадии карьеры. У участников программ Executive MBA заведомо есть опыт работы под чьим-либо руководством, и вполне возможно, что у них уже может быть наставник или они его ищут. Итак, какую роль играет или должен играть наставник в программе EMBA?

Школа берет руководство на себя

Директор программы EMBA нидерландского Nyenrode Business Universiteit Пабло Колаццо (Pablo Collazzo) считает, что сама школа должна стать наставником для участников еще на этапе подачи заявок. «Хотя наша программа достаточно большая, мы постарались проявить к каждой заявке индивидуальный подход, чтобы кандидаты могли понять, подходит им стиль обучения и атмосфера школы или нет. Если у аппликанта уже есть свой наставник, разумеется, никто не мешает ему принимать участие, но мы считаем, что это обязанность школы – предоставить человека, который может дать нужный совет. Мы хотим удостовериться, что кандидат нам подходит, поэтому стараемся быть максимально объективными и непредвзятыми». По словам Колаццо, школа должна оставаться наставником и после начала программы EMBA: «Каждый участник работает с одним наставником, но фактически студенты перенимают опыт сотрудников таких крупных компаний, как, например, KLM, которая является основательницей и партнером Nyenrode».

Под руководством специалистов

Заместитель директора программы ЕМВА другой ведущей европейской школы HEC Paris Жерар де Мопу (Gerard de Maupeou) согласен с тем, что школа должна исполнять роль наставника. «Опыт студентов программ ЕМВА гораздо больше, чем их коллег на обычных программах МВА. Специалистов такого уровня надо скорее направлять, чем обучать. Таким образом, мы предлагаем наставников с еще большим профессиональным опытом – это преподаватели или выпускники. Отношения между наставником и студентом не такие, как между учителем и учеником, а, скорее, как между коллегами. Наставник нужен для того, чтобы направлять студентов, помогать в случае затруднений, дискутировать по поводу их предположений и выводов и в результате способствовать тому, чтобы они научились находить ответы самостоятельно. Это похоже на совместную работу двух специалистов». Жерар де Мопу подчеркивает: «Наставник не будет следить за тем, чтобы вы выполняли все задания, как это делал бы школьный учитель! У большинства менторов есть своя очень ответственная работа, так что необходимо наиболее плодотворно использовать время совместной деятельности, словно вы сами наняли себе наставника».

Выпускник HEC Себастьян Мартен (Sebastien Martin), будучи студентом EMBA, занимался с наставником, а сейчас сам выполняет его функции. «Несмотря на то что тогда мне было 34, то есть я был относительно молод, я выбрал ЕМВА, а не традиционную программу Full-Time МВА, потому что хотел получить практический опыт, с помощью которого смог бы перейти в менеджмент высшего звена. До программы я был финансовым директором департамента Reuters, а сейчас работаю директором по маркетингу в компании In-Fusio, которая занимается разработкой электронных игр». Себастьян Мартен считает, что наставник должен давать советы и обсуждать спорные вопросы со студентом, но самое главное – установить хорошие отношения. «Кем бы вы ни были, студентом или наставником, вам должно быть комфортно. Незачем становиться хорошими друзьями – речь идет о доверии и уважении. Если эти факторы отсутствуют, найдите другого наставника».

Иностранные наставники

В британской Warwick Business School наставничество, существовавшее уже несколько лет, становится официальной программой, цель которой - сблизить студентов и выпускников. Программа была запущена в январе этого года, и скоро спрос превысил предложение, так что сейчас школа добирает наставников-добровольцев среди выпускников. «Участники – это люди с разнообразным опытом, так что наша программа вышла на международный уровень, - говорит Трейси Линч (Tracy Lynch), сотрудник отдела по работе с выпускниками. – Большинство наших наставников на данный момент живут в Великобритании, а их подопечные рассеяны по всему миру: от Канады до Индии, от Франции до Малайзии. Их общение осуществляется через платформу wbsLive, с помощью которой мы проводим интерактивные видеоконференции».

«Возможно, я скажу очевидные вещи, но станете вы хорошим наставником или нет, зависит от ваших личностных качеств, - говорит Питер Саммерфилд (Peter Summerfield), выпускник Warwick, один из разработчиков программы наставничества. – У вас должно быть сильное желание помогать другим, любовь к учебе – ведь вы будете постоянно учиться; не менее важно уметь слушать и думать. Хороший наставник не просто объясняет, что делать, иногда важнее промолчать и не вмешиваться». Студент Джон Ханниган (John Hannigan) считает, что подопечные тоже должны правильно понимать роль наставника: «Настройтесь на то, чтобы перенять как можно больше у своего ментора. Ваши отношения должны быть основаны на взаимном доверии, уважении и прямоте. Не забывайте, что это сотрудничество на равных, тогда и наставник, и подопечный получат от совместной работы пользу и удовольствие».