О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Куда выгодно вложить сбережения в 2015 году? Вы уже думаете об этом? В кризис правильнее всего вкладывать деньги в свое профессиональное развитие. Предлагаем вам подробный план, как выбрать лучшую бизнес-школу.

Выбор бизнес-школы и программы MBA – задача нетривиальная. Часто от принятого решения зависит развитие карьеры и будущий доход. Поступая на программу MBA, вы на один-два года существенно меняете ритм своей жизни. Делаете серьезные инвестиции, выбираете, какие знания получить и с каким окружением общаться.

Как не запутаться в предложениях и выбрать ту бизнес-школу, которая подойдет именно вам?

Шаг 1. Определитесь с целями

Перед тем как начать анализировать предложения бизнес-школ, нужно честно ответить самому себе на вопросы «Что я хочу получить от обучения?», «Зачем мне программа MBA?». Да, ответы могут быть банальными – новые знания, систематизация опыта, карьерный рост и т.д. Но, какими бы простыми они ни были, рекомендую поработать над ними, расставив ваши личные приоритеты. Провести декомпозицию полученных целей. Данная работа поможет более точно выбрать программу, а также будет полезна при написании возможного «эссе» при поступлении на курс.

Шаг 2. Проведите анализ «внутренней ситуации»

Под внутренней ситуацией подразумеваются факторы, которые зависят непосредственно от вас, а не от бизнес-школы.

1. В какой компании вы работаете или планируете работать после окончания MBA?

Сотрудникам, работающим в компаниях, присутствующих на международном рынке, или в крупных федеральных компаниях, большинство экспертов рекомендуют акцентировать свое внимание на иностранных бизнес-школах. Их предложения больше дифференцированы по отраслевому принципу, а рассматриваемые в процессе обучения кейсы ориентированы на иностранный/международный опыт, который, зачастую, слабо применим в России. Диплом иностранного MBA больше ценится при построении карьеры в интернациональных компаниях. Российского же работодателя он может отпугнуть. Для представителей сугубо российских компаний более эффективны будут отечественные программы MBA, более детально рассматривающие специфику национального бизнеса.

2. Какое MBA у людей из бизнес-сообщества, в котором вы работаете /планируете работать?

Этот фактор может быть решающим при выборе бизнес-школы. Сколько ни пытайся стандартизировать программы, все равно образование в разных бизнес-школах – разное. И, если ваша бизнес-среда (руководство, коллеги, партнеры – текущие или будущие) массово закончили школу «X», идти учиться в школу «Y» просто нерационально. Вместо единства понятийного ряда можно получить недопонимание – потенциальную почву для конфликтов, в которых несравнимо чаще побеждает бизнес-среда.

3. Реалистично оцените свои знания английского

Если вы выбрали иностранную бизнес-школу, то, без сомнения, английский должен быть на уровне. Ряд российских школ предлагают варианты обучения как на русском, так и на английском языке. Для большинства программа на иностранном языке будет дополнительной нагрузкой.

4. Оцените свои временные и энергетические затраты

Стандартная программа длиться два года. Состоит примерно из 15-18 модулей по 3-5 дней по 6-8 часов занятий. Каждый месяц – новый модуль. Плюс время на самостоятельную работу (рекомендовано тратить по 10-12 часов в неделю). Такой график может значительно повлиять на образ жизни. Справитесь ли вы с такой нагрузкой? Лучше ответить себе сразу. Ведь практически в любой группе есть студенты, не закончившие курс полностью.

5. Определите, сколько вы готовы заплатить за обучение

Вряд ли вы второй раз станете получать степень MBA, поэтому экономить, безусловно, не стоит, как и переплачивать. Оценивать и сравнивать стоимость обучения лучше на конкретный момент времени. Несомненно, российские программы значительно дешевле зарубежных. (На момент написания статьи программа MBA London Business School стоит примерно 4,5 млн рублей, MBA ИМИСП – 780 тыс. рублей). Оцените среднюю стоимость программы по рынку той страны, где вы хотите учиться. Учтите затраты на проживание. Остерегайтесь подозрительно дешевых курсов.

Рассчитайте окупаемость инвестиций в образование с учетом упущенной выгоды (время, потраченное на образование, вы могли бы превратить в дополнительную прибыль). Изучите возможность получения грантов на обучение, кредитов на образование. Постарайтесь вовлечь вашего текущего работодателя в оплату обучения.

Шаг 3. Проведите анализ предложений бизнес-школ

1. Рейтинги и аккредитация

Определившись с тем, где вы хотите учиться – в России или за границей, рационально будет изучить рейтинги бизнес-школ. С помощью рейтингов достаточно удобно провести первичный отбор среди западных бизнес-школ. В России с рейтингами похуже. На регулярной основе никто рейтинги не составляет. Осуществлялись разовые попытки оценить эффективность российских программ. Поэтому можно обратиться к материалам прошлых лет.

Также стоит обратить внимание на наличие у бизнес-школы (в первую очередь, российской) аккредитации. Президент Российской лиги MBA Юрий Тазов обращает внимание на возможность обмана потенциальных слушателей, «…когда под видом престижной западной аккредитации (АМВА, AACSB, EFMD – вот и весь перечень!) вам подсовывают свидетельство о членстве в этих ассоциациях. Или того лучше, показывают красиво выполненные свидетельства об аккредитации программ некими, якобы известными, ассоциациями бизнес-образования и международными структурами: от ABSWN (Ассоциация бизнес-школ Западного Нила) до подкомитетов ООН по помощи беженцам из зон гражданских конфликтов. Последние, конечно, шутка».

И еще про рейтинги. Основывать свой выбор исключительно на рейтинге не стоит, так как применяемые методы оценки строятся чаще всего на отзывах выпускников (психологический фактор – заплатить $25-100 тыс. и остаться недовольным чревато депрессией). Также следует учитывать, что методологии расчетов учитывают множество факторов (в рейтинге Financial Times, в частности, учитываются 20 факторов), часто не имеющих принципиального значения при выборе бизнес-школы – например, количество женщин-преподавателей.

2. Программы и методы обучения

На данном этапе выбора у вас должен быть сформирован «Short – list» с тремя-пятью бизнес-школами. (В случае с заграничным MBA список может быть расширен до семи-девяти школ). Самое время изучить программы, по которым будет проводиться обучение. Зачастую эти программы выложены на сайтах, в противном случае, вам придется запросить программу по электронной почте. В любом случае, постарайтесь получить максимально возможную информацию о дисциплинах, количестве учебных часов, преподавателях, которые будут их читать. При анализе программы обратите внимание на методы, используемые при подаче и проработке материала. Наиболее эффективны те методы, которые обеспечивают развитие коммуникативных навыков. Разобраться в полученных материалах и выбрать подходящую программу вам может помочь знакомый или коллега с уже оконченным MBA (если таковой имеется, конечно).

3. Преподавательский состав

В большинстве учебных программ будут указаны преподаватели, читающие дисциплины. Проверьте их опыт. Найдите их резюме, публикации, информацию о наградах и достижениях. Почитайте отзывы. Постарайтесь понять, какие методы преподавания они используют. Какой отраслевой опыт они могут вам передать.

4. Формируемая группа – состав

Принято считать, что наиболее эффективны однородные группы, состоящие из студентов, занимающих примерно одинаковые позиции в компаниях (собственники бизнеса, менеджеры высшего или среднего звена). Так как вопросы, интересующие собственников, вряд ли будут актуальны для менеджеров, и наоборот. Также может быть важен количественный состав группы. С одной стороны – чем меньше группа, тем более персонализировано обучение, с другой стороны – меньше полезных контактов и связей. Количественный состав группы от вас скрывать не будут, качественный – в иностранных школах вам откроют, а с российскими школами могут возникнуть сложности с получением данной информации.

5. Студенты и выпускники – обратная связь и развитие карьеры

Практически в каждой из бизнес-школ существует сообщество выпускников. Информацию о них вы сможете почерпнуть как в бизнес-школе, так и на просторах интернета. Пообщайтесь с несколькими выпускниками. Узнайте их мнение о бизнес-школе, программе, поинтересуйтесь, как развивалась их карьера после окончания MBA. Возможно, вам удастся посетить одно из мероприятий, которые регулярно проводят выпускники большинства бизнес-школ.

6. Партнерские связи

У большинства бизнес-школ есть партнерские программы с другими бизнес-школами. Выясните, какие преимущества для вас могут дать такого рода связи – съездить по программе обмена студентами в другую страну, послушать авторитетного преподавателя, приглашенного по обмену, и т.д.

7. День открытых дверей и тестовое посещение занятий

Посетите здание бизнес-школы и студенческий городок, пообщайтесь напрямую с преподавателями, студентами. Посмотрите примеры раздаточных материалов. Ознакомьтесь с тем, как оборудованы залы для занятий. Если вы выбрали программу не в родном городе, посетите общежитие для студентов или оцените другие возможности для проживания (гостиница, съемная квартира), учитывая удобство логистики. Попробуйте договориться о тестовом посещении занятий, дабы сформировать исчерпывающую информацию о школе.

Шаг 4. Проведите сводный анализ и примите решение

Разные типы личностей по-разному принимают решения. Для одного будут важны лекции гуру-преподавателя, другой будет выбирать исходя из цены, для третьего будет важна логистическая составляющая. Я же рекомендую вам вернуться к «Шагу 1» и посмотреть, насколько выбранные вами варианты отвечают поставленным целям. Сделать таблицу. Занести туда все факторы, проранжировать бизнес-школы по данным факторам, присвоить им веса в соответствии с целями и с помощью нехитрой формулы получить результат. Но, какова бы ни была ваша методика принятия решения, я считаю, что наиболее важным фактором будет возможность эффективно применить ваши знания в будущем. А на это, в первую очередь, влияет соответствие образования бизнес-среде, в которой вы находитесь, а во вторую – те контакты и связи, и коммуникативные навыки, которые вы приобретете в процессе обучения.

По материалам E-xecutive.ru