О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



Изначально дистанционный формат использовался для обучения конкретным навыкам или предметам (иностранным языкам, компьютерным программам), теперь дистанционно можно получить и бизнес-образование. Однако рынок дистанционного обучения (основные звенья — разработчики информационных платформ, авторы контента и собственно провайдеры образовательных услуг) нельзя считать сформировавшимся. А главное — нет устойчивого представления о сути услуги.

Дистанционный формат, как правило, отождествляют с e-learning — исключительно электронным онлайн-обучением. Однако это не совсем верно, поскольку e-learning — лишь один из элементов совокупности технологий передачи информации.

Дистанционное обучение уместнее рассматривать в контексте следующей классификации методов обучения. Первый метод — лекционный — составляет 99% системы образования от детского сада до аспирантуры. Второй — посредством изучения и обсуждения кейсов с опусканием несущественных деталей — не предполагает рассмотрение ситуации во всех аспектах. Третий — когда ситуация разыгрывается с использованием различных симуляторов и моделей — считается более продвинутым, поскольку позволяет прожить ситуации и приобрести соответствующее мастерство. И четвертый — проектный — за основу берет реальные задачи, которые нужно решить здесь и сейчас.

Дистанционный формат предполагает обучение не просто на реальных, а на собственных проектах студентов, на базе их личного опыта. Традиционные формы сводятся к тому, что люди отрываются от бизнеса и некоторое время изолированно обучаются на кейсах. Вот сейчас кризис, а все кейсы написаны до его начала. И какая польза от их изучения? Это все равно что потреблять осетрину не первой свежести.

Выбор формата определяется соответствующей мотивацией слушателя. Дистанционное обучение — один из вариантов part-time-обучения. И если дневное обучение подходит тем, кто может совсем оставить работу на год-два, а вечерний — тем, кто может освободить вечера, то дистанционный ориентирован на тех, кто много работает и/или путешествует.

У смешанного формата множество плюсов. Основное преимущество для занятых людей — отсутствие привязки к жесткому графику и конкретному месту, возможность самостоятельно подбирать интенсивность обучения. Ряд курсов позволяют при необходимости приостановить обучение и продолжить его позднее. В среднем дистанционные программы дешевле очных на 30%.

Дистанционный формат — это ситуация, когда лифта нет, но есть хорошо организованная система ступенек с перилами, подпорками, поддержками. Все есть, только ножками самому надо идти. Но может ли человек быть менеджером, если он не в состоянии сам себя организовать? Можно сказать, что дистанционное образование — это тест на профпригодность.

Сегодня становится все больше людей, стремящихся учиться без отрыва от бизнеса, понимающих преимущества ситуации, когда они получают не только знания, но и навыки их использования в практической деятельности. И в перспективе можно говорить о слиянии дистанционного и традиционного обучения в единый формат.