О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Мозговой штурм — излюбленный бизнесменами способ быстрого получения нетривиальных решений. Более 70 лет брейнсторминг помогает рекламистам, дизайнерам, журналистам реализовать творческий потенциал и найти креативные ответы на поставленные задачи. Все мы примерно представляем, что такое групповое обсуждение, однако чтобы провести его эффективно, недостаточно просто собраться за одним столом и начать разговор.

Психологи утверждают, что неправильно организованная работа «штурмовой» команды сводит на нет все достоинства метода. Некоторые специалисты даже полагают, что неграмотный мозговой штурм хуже, чем самостоятельная работа каждого из сотрудников.

Не бойтесь спорить и критиковать

Яркий пример — исследование профессора психологии Харлан Немет из Университета Калифорнии. Она разделила студентов на три группы, поставила перед ними одну задачу, но снабдила разными инструкциями. Первая команда получила установку не критиковать идеи друг друга (классический брейнсторм). Участники второй команды могли как высказывать идеи, так и спорить. Третья группа не получила никаких установок. Двадцать минут спустя выяснилось, что первая команда слегка опередила третью, но самой продуктивной оказалась вторая, та самая, которой рекомендовали споры и критику. Ее участники выдали на 20% больше идей.

Индивидуальный опрос студентов показал, что члены «конфликтной» группы способны высказать в два раза больше креативных предложений, чем остальные. В результате исследования Харлан Немет пришла к выводу, что из-за запрета на критику мозговой штурм неэффективен. Оказалось, разногласия не мешают рождению идей, а наоборот, стимулируют их. Споры повышают продуктивность, а критика «распаляет» воображение, помогая преодолеть барьер предсказуемости. Отсюда вывод: высказывать свое мнение, обсуждая плюсы и минусы каждого варианта, необходимо не только на этапе проработки идей, но и гораздо раньше, буквально при их появлении. Впрочем, это лишь один из советов, эффективность которого вы можете оценить на практике.

Найдите подход к каждому сотруднику

Брейнсторминг — командная игра, и задача грамотного руководителя или модератора — раскрыть потенциал каждого игрока. Как настроить персонал на качественную работу? Как создать подходящие условия для всех? Не секрет, что многим попросту трудно высказывать мнение и делиться своими идеями на публике.

Специалист по алгоритмизации человеческого поведения, эксперт по интроверсии и комфортным тактикам общения для интровертов Иван Смирнов советует подобрать для каждого сотрудника подходящий способ генерации идей и уделить особое внимание интровертам. Вычислить их нетрудно — они легко могут «выпасть» на планерке из обсуждения общей темы. Порой эти люди кажутся бесполезными. Но на самом деле нужно найти к ним подход, например, поставить персональную задачу и дать время на ее решение.

Практикуйтесь

Итак, одиночек выявили и озадачили. Осталось изучить возможности и потребности остальной части коллектива. По мнению Ивана Смирнова, сделать это можно только с помощью практики.

Иван Смирнов, специалист по алгоритмизаци человеческого поведения, эксперт по интроверсии и комфортным тактикам общения для интровертам, отмечает: "Протестируйте несколько вариантов взаимодействия и выберите подходящий. Например, попробуйте классический мозговой штурм, соберите коллектив вместе и предложите тему для беседы. Записывайте интересные идеи, обсуждайте их и выбирайте самые подходящие. Если результат вас не устроил, предложите каждому специалисту поработать в одиночку: самостоятельно записать возникающие идеи, а затем поделиться ими с руководством.

Если не подошел ни один из этих вариантов, не отчаивайтесь, попробуйте «смешанный» тип. После постановки задачи каждый 15 минут генерирует идеи в своей голове, потом высказывает достаточно сырые предложения, которые дорабатываются в коллективе путем обсуждения. Я считаю, что каждый человек должен попробовать все три способа, даже те, которые ему некомфортны. Это поможет вам «прокачать» некоторые навыки, например общительность или сосредоточенность

Специалист советует всегда придерживаться заданного алгоритма работы — будь то одиночный брейнсторминг или командная игра.

«У мозгового штурма есть несколько фаз: в начале постановка цели, затем работа на разнообразие идей (в этой фазе все превращаются в мечтателей-фантазеров, и здесь крайне нежелательна критика). Только когда наберется нужное количество мнений, можно переходить к обсуждению их достоинств и недостатков», — говорит эксперт.

Самой эффективной моделью генерации идей Смирнов называет разделение команды на группы из трех человек.

«Один или два человека не могут адекватно оценить свои идеи, третий действует на группу отрезвляюще. А вот четвертый человек, по моему опыту, уже выпадает из обсуждения, поскольку ответственность размывается», — делится опытом Иван Смирнов.

Выбор оптимального подхода и наличие элементов критики на определенном этапе — вот основа хорошего мозгового штурма. Однако предсказать степень эффективности этого метода в конкретной ситуации очень сложно. Успех зависит от многих факторов — от личности участников до специфики решаемой проблемы. При этом метод мозгового штурма представляется весьма привлекательным.

Даже в тех случаях, когда выход из ситуации найти не удается, вы рискуете потерять лишь свое время, потраченное на брейнсторминг. Если же оптимальное решение найдено, крайне важно оперативно воплотить его в жизнь и добиться поставленной цели.

По материалам журнала "Понедельник"