О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах
Другие статьи





Некоторые СЕО известных компаний сидят в одном open space вместе со своими подчиненными и не видят в этом никакой проблемы. А другому начальнику, чтобы подчеркнуть свой статус, требуется отдельный буфет. Нужны ли руководителю атрибуты?

Как среди миллиона снежинок невозможно встретить две одинаковые, так и на рынке невозможно встретить две одинаковые фирмы. Даже на одном рынке это невозможно. Мы знаем две рекламных компании, где работает одинаковое количество людей, примерно одни и те же денежные обороты, однако — два разных мира, настолько велики отличия. И это неудивительно, везде работают люди, а двух одинаковых людей, как известно, не бывает. И среди сотрудников всегда можно выделить такую фигуру, как начальник. (Под определением «начальник» в данной статье мы будем иметь в виду собственников, генеральных директоров, руководителей отделов и так далее). Взгляд со стороны безошибочно ее выделяет.

Неважно, пришел ли ты на собеседование, предлагаешь какие-либо услуги или что-то еще – руководитель всегда будет выделяться в коллективе. В крупном бизнесе начальство можно узнать по наличию охраны, машин сопровождения, по наличию спец-сигнала можно говорить о принадлежности бизнеса к властным структурам. Сам формат бизнеса задает эти требования. Приезжая в банк за кредитом в миллион долларов или подписывая контракт на шестизначную сумму, не совсем адекватно будет приезжать на «Жигулях». Но и в среднем или мелком бизнесе вы безошибочно узнаете, кто начальник, стоит только присмотреться. Даже в маленькой «семейной» фирме босс будет выделяться. Всегда и везде будут некие атрибуты, символы. Итак, слабые сигналы, признаки, иначе говоря – индикаторы, по которым «читается» начальник.

Один из главных индикаторов – это пространство, которое занимает руководитель. Мы имеем в виду физическое пространство. Это пространство чаще всего начинается еще до входа в офис. При сложившейся ситуации с парковками только по наличию специально отведенного места для машины можно сказать — «начальство приехало».

Перед каждым рестораном, баром, приличным магазином есть специальное огороженное место для начальника. Для клиента не всегда есть, но для шефа всегда найдется. Это вовсе не значит, что они не думают о клиентах, это всего лишь один из элементов узнавания. Бывают, конечно, варианты, когда начальство приезжает на метро (быстрее, просто), тогда проходим на «второй этаж узнавания» – офис. Ничто так не выделяет начальника, как его кабинет! Конечно, у разных боссов разные кабинеты, но это всегда офис руководителя. Это всегда будет лучшее помещение. Оно или по размерам будет больше, или окна будут выходить на «лучшую» сторону, или находиться будет этажом выше или на отдельном этаже, или украшен как-то необычно, - в каждом случае будет что-то свое. Но всегда будет что-либо говорить — кабинет начальника. Интерьер кабинета будет говорить о предпочтениях хозяина. Если шеф увлекается охотой — будут на стенах пейзажи или акварели про охоту, если дайвингом — про море, если сноубордом — про горы. Здесь интерес представляет не столько кабинет, сколько его сравнение с остальными. А что разрешено подчиненным? Есть ли у них какое-то личное пространство? Разрешено ли поставить на рабочий стол личную фотографию или календарь? Чаще всего пространство будет распределено таким образом, что будет понятно, где «сидит начальство».

О том, что данный кабинет – рабочее место начальника, можно судить и по такому признаку, как курение, если хозяин фирмы курит. Почти на 100% с уверенностью можно сказать, что если в офисе не курят, а из какого-то помещения тянется дымок табака — это кабинет шефа. Еще один пространственный символ начальника — туалет. Наличие отдельного санузла – это тоже атрибут. В каком-то смысле можно говорить о переходе фирмы из состояния мелкого бизнеса в другую лигу только по наличию у директора отдельного туалета.

Как в обычной жизни неотделимо пространство от времени, мы каждое утро едем на работу в такое-то место, и к такому-то времени, так и начальство можно определить по временному индикатору. А когда приезжает на работу начальство? Когда уезжает? Практически во всех организациях «живет» присказка, что начальство не опаздывает, оно задерживается. Здесь интересно будет наблюдать, а что разрешено персоналу? Насколько возможно опоздать? На пять, десять, пятнадцать минут, час? А насколько можно уйти раньше? Практически во всех фирмах, занимая позицию менеджера, — уйти с работы раньше шефа будет означать «проявить некомпетентность», нелояльность к фирме, в общем, нарваться на неприятности…. Как в повседневной жизни пересекается время и пространство, мы к определенному времени приезжаем в определенное место на определенную работу, свидание, встречу, так и в организациях постоянно пересекаются эти две плоскости. Наиболее выразительно — в обеденный перерыв. Где обедает хозяин фирмы, сколько по времени продолжается обед и прочее. И где обедает персонал? Есть ли отдельная столовая или разрешено пройти до ближайшего кафе, работники обедают строго по расписанию или каждый как хочет, есть ли столовая в офисе или надо куда-либо идти, ехать. Можно ли задержаться в обеденный перерыв?

Во многих фирмах можно увидеть две столовые. Одна «VIP-столовая или буфет» и другая для сотрудников. Как говорят в организациях: «здесь у нас начальство кушает». Встречаются даже такие свои мини-рестораны на территории фирмы со своими официантами, поварами, определенным этикетом и временем работы — «пока начальство не уедет». Но не только на обеденном перерыве пересекается время и пространство. На корпоративных вечеринках и праздниках зачастую можно увидеть два зала. Один для сотрудников и другой для VIP-персон. Причем последний чаще всего отгорожен какой либо ширмой от основного или это вообще другой, прилегающий зал, из которого лучше видно и слышно выступающих.

Также в качестве «индикатора начальства» можно отметить ритуал совещаний-пятиминуток и так далее. Мы имеем в виду очередность заполнения залов или кабинетов, кто приходит первым, когда приходит босс, на сколько минут можно опоздать? Как сотрудники узнают о том, что «надо к шефу?». В какое время? За пять минут до начала или за день? Ясное дело, в каждой фирме будут свои «методы оповещения», но всегда что-либо будет отделять «вызов на ковер» и обычную рабочую «совещалку».

Есть еще один интересный индикатор узнавания шефа — одежда. Утром, когда понятно, куда идти-ехать на работу и во сколько, возникает вопрос – в чем? Понятное дело, организаций великое множество, и невозможно всех одеть в одно и то же, дело не в этом. Наша задача — узнать начальника, а он всегда будет выделяться. Даже в фирмах, где введен дресс-код. Мужчины в костюмах и обязательно в галстуках, женщины – в деловой одежде, вы без труда узнаете его фигуру. Это будет или одежда выше классом (дорогой, престижный бренд), или по заколке с бриллиантом в галстуке, но что-то будет его отличать от офисных работников. Иногда это может быть принципиальный отказ от введенных норм, все в галстуках, а я в «джинсе», в каждом случае что-то свое.

Конечно, у каждого человека своя неповторимая внешность и форма одежды у начальника всегда будет подчеркивать его статус. Я начальник, мне можно и в свитере (например). Или только мне можно с бородой. Если хозяйка бизнеса – женщина, а в компании работает много девушек (колл-центр, например) может быть табу на выход на работу с открытым животом. «Мы здесь не девушки, мы – менеджеры колл-центра». Иногда могут требовать приходить на работу только в юбках, в то время как хозяйка будет в джинсах и так далее. Если внимательно присмотреться, то взгляд со стороны всегда определит – кто начальник.

Мы разобрали индикаторы узнавания, которые можно увидеть, но есть и такие, которые можно услышать. Мы говорим о языке. Очевидно, что в нашей стране говорят по-русски, однако в каждой фирме есть свои речевые обороты, свой язык, понятный только людям работающим здесь. Но есть еще и язык начальства. Стоит прислушаться, и сразу становится ясно – с кем говоришь, начальник это или рядовой сотрудник. Опять-таки, в каждом случае что-то свое.

Всегда можно выделить в таком аспекте две позиции. Если разговариваешь как подчиненный, допустим, обсуждается прием на работу — всегда можно будет услышать властные нотки. «Вы должны лояльно относиться к фирме, у нас есть корпоративная культура и надо ее соблюдать, у нас на фирме есть правила которые нужно выполнять, у нас нет мужчин и женщин — только менеджеры» и так далее. А если на равных? Когда предлагаешь сотрудничество, новый бизнес, когда выступаешь с партнерских позиций? Речь руководителя всегда будет отличаться. Не может же начальник сказать: «Я должен посоветоваться с руководством», всегда другие обороты: «Я должен подумать, давайте это обсудим, давайте поговорим через неделю» и тому подобное.

Конечно, в повседневной жизни таких индикаторов намного больше, мы разобрали некоторые. Кроме того, в каждой фирме они всегда будут разные, и восприниматься будут по-разному. Но может быть, вы узнали по этим индикаторам себя или свое начальство? Вопрос не в этом. Мы хотели спросить: насколько необходимо так выделять свое «я — начальник!» в организации, и какие риски и ресурсы для бизнеса такое выделение несет?

По материалам E-xecutive.ru