О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Наверное, вы не раз за свою карьеру становились свидетелем того, как кто-то быстро взбирается по карьерной лестнице, а кому-то на это нужны годы упорной работы. Так почему одни становятся начальниками, а другие нет?

Причины, которые мешают человеку стать руководителям, можно условно поделить на внешние и внутренние.

Первые относятся скорее не к самому человеку, а к компании, в которой он работает. Согласно многочисленным опросам, в России меньше половины работодателей выращивают руководителей внутри, гораздо  чаще нанимают управленцев со стороны. Поэтому стоит понаблюдать, какая практика принята у вас. Проанализировать кого и  почему повышали, какими качествами обладают эти люди, как развивается их карьера. Возможно, в вашей компании не так много сотрудников, и четко видны границы развития. Ведь если вас повысят, то кто-то должен уйти.

Бывают и другие ситуации, связанные с требованиям к навыкам. Например, начальником делают того, кто хорошо владеет английским, имеет 10-летний опыт работы, да еще и мужского пола. Случается, что при отсутствии какой-то из составляющих, вас не повысят.

Если вы хотите занять руководящую позицию, но в вашей компании сделать это не получается, то возможно попробовать найти другое место. Или хотя бы в качестве тренировки походить на собеседования туда, куда вас могут взять на должность управленца. Только не стоит преувеличивать в резюме, можно переписать его так, чтобы доказать, что вы способны выполнять такую работу. Даже если вам откажут, то интервью станут хорошей тренировкой.

Ответственный подход

Гораздо интереснее разбираться с причинами личного характера, которые мешают подняться по карьерной лестнице. Кстати, быть лидером и быть руководителем разные вещи, не всегда две ипостаси сочетаются в одном человеке. Одна из самых частых причин остановки в развитии по вертикали – отсутствие инициативности и умения брать на себя ответственность за общее дело. Если вы к работе относитесь как к ежедневной рутине, пусть и делаете ее хорошо,  вряд ли это приведет к успеху. Нужно показывать больше и предлагать идеи, которые можно использовать на благо компании. Важно не только что-то предложить, но и суметь воплотить это в жизнь, убедив в необходимости окружающих. И конечно же, отвечать за результат как в случае успеха, так и неудачи.

Если вы способны самостоятельно решать проблемы, вместо того, чтобы бежать за помощью к начальству – это будет оценено по достоинству. Кроме того, налаженные связи внутри компании сослужат вам хорошую службу. В случае чего вы всегда будете знать у кого, что спросить.

Если вы не очень уверены в своих силах сейчас, то не обязательно предлагать грандиозные и заведомо неосуществимые идеи, можно попробовать идти к цели маленькими шагами, постепенно отрабатывая навыки управления, заодно и проверите, нравится ли вам отвечать не только за свой фронт работ, но и за общее дело. Ведь быть руководителем – не значит сидеть в уютном кресле и раздавать указания, нужно уметь показывать результат и создавать комфортный микроклимат.

Психология общения

Хорошее умение – слушать других, но при этом иметь свое мнение и принимать решения самостоятельно. Отсутствие этого качества вредит многим начинающим руководителям. Они всё делают в одиночку, не слушая мнения подчиненных. А оно может быть очень ценно, наверняка, есть области, в которых вы плохо осведомлены, а коллеги знают больше вас и могут подсказать решение проблемы.

Помимо этого, важно уметь поддерживать оптимальную для работы атмосферу. И понимать, как общаться с самыми разными людьми. Ведь если одного мотивирует повышение заработной платы, то другого - новые задачи или возможность работать из дома, а кого-то просто добрый душевный разговор. Нужно быть немного психологом и не бояться тратить рабочее время на изучение людей.

Стратегия и доверие

Стратегическое мышление – тоже отличная штука. Заниматься не только текучкой, но и планировать, видеть горизонт, мотивировать сотрудников, ставить интересные задачи. Кстати, очень часто многие начальники грешат микроменеджментом, просят согласовывать каждый шаг, меняют свое мнение относительно чего-то несколько раз, а в конце и вовсе берутся переделывать всё за сотрудника. Это страшный сон любого подчиненного. Поэтому только дзен, только доверие и уважение к себе и к окружающим.

Главное, чтобы сотрудник знал, что всегда сможет обратиться к вам за помощью или советом.

Прямая спина и естественность

Уверенность в себе и своих силах – краеугольный камень любой успешной карьеры. У вас может быть какая угодно внешность, манера вести себя и образ мыслей, но важно четко понимать, чего вы хотите здесь и сейчас, что вы можете дать этому месту. Как говорить с самыми разными аудиториями, как доходчиво объяснить свою позицию, как поддержать беседу или диспут – эти навыки помогут вам выбиться в начальники. Уверенный голос, ровная спина и прямой взгляд в глаза – тоже добавят вам плюсов. Конечно, есть самые разные начальники - те, кто не смотрит в глаза, не умеет общаться с аудиторией, но, как правило, они остаются в тени.  

Екатерина Горяная, консультант по поиску и подбору персонала среднего и высшего звена, Wyser Russia: "Карьерный рост – очень важная тема, особенно когда в период кризиса кандидаты задумываются о смене текущего места работы. В моей практике много примеров, когда человек вырастает с линейной должности до позиции руководителя или директора. Также я часто встречаю ситуацию, в которой новички значительно вырастают по карьерной лестнице за довольно короткий срок. Нельзя однозначно сказать, по каким причинам это происходит, здесь нужно учитывать и особенности компании, организационную структуру, насколько она крупная, а также корпоративную культуру и, безусловно, индивидуальные особенности человека, его стремления и желания.

Часто на рынке труда у кандидатов уже есть сложившееся мнение о том, в какой компании проще добиться повышения. Приведу пример из практики. Недавно я проводила интервью с кандидатом из компании ВТБ24, который проработал там 10 лет. Придя в компанию простым ассистентом менеджера по продажам, он вырос до директора международного департамента по развитию ключевых клиентов. Спустя пару недель я интервьюировала другого кандидата, который пришел в эту же компанию и за два года работы вырос до директора по продажам. Оценивая этих двух кандидатов, я могу отметить, что, конечно, они сильно отличаются по персональным качествам. Первый кандидат был более мягкий, лояльный, ответственный. Второй же кандидат был более настойчивым, напористым, более современным. В любом случае этот вопрос очень глубокий и каждая ситуация требует детального рассмотрения".

Антон Краснобабцев, тренер-консультант, управляющий партнер KEY SOLUTIONS: "Ключевой фактор карьерного роста - это способность работника выходить за пределы своей «зоны комфорта»: ставить перед собой цели на «вырост», браться за новые задачи, прикладывать к этому усилия, даже когда шансы не очень велики.

Пожалуй, это главное - ведь дорогу осилит идущий. Многие люди даже не прикладывают усилия к карьерному росту, искренне считая это бесперспективным занятием, не веря в свои силы.

Другой важный момент - барьер мышления. Работа руководителя требует иной модели мышления, чем работа специалиста. Многие профессионалы привыкли концентрироваться на мелочах, быть перфекционистами, и им очень сложно доверять подчиненным самостоятельную работу, а тем более - делегировать собственные рутинные функции. И это становится барьером дальнейшего роста, человек останавливается на уровне линейного руководителя.

Помню, как стал свидетелем разговора вице-президента крупного банка с руководителем отдела обучения - это был ультиматум: «либо вы прекращаете вести тренинги самостоятельно и занимаетесь управлением, либо вы будете тренером, а руководителя отдела обучения мы найдем другого».

Надёжность

Еще один фактор - надежность в глазах более высокого руководства. Выбор сотрудника для повышения - это всегда вопрос доверия, и кому-то доверить подразделение психологически легко, а кому-то такую ответственность вышестоящий руководитель никогда не решится доверить. Имидж надежности и ответственности формируется за счет такого поведения:

  • Работник не сваливает вину за неудачи на других людей и обстоятельства, а вместо этого принимает ответственность на себя и уверенно берется за исправление ситуации.
  • Работник не «грузит» руководство ненужными деталями, не жалуется, а приходит с готовыми решениями.
  • Работник показывает стабильно высокие результаты деятельности, самостоятельно справляясь со своей работой.
  • Работник легко принимает делегированные ему задачи, разбираясь в них самостоятельно и выдавая качественный результат.
  • Конструктивно ведет себя в сложных конфликтных ситуациях, заботясь об интересах компании.

Для руководителя это сигнал того, что на человека можно положиться.

По материалам RJob (автор - Наталья Гурова)