О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Наблюдениями делится Юлия Дудка, руководитель службы персонала компании «Что делать Консалт».

Природа запретов

Запрет – это своего рода инструмент контроля и управления, который используют взрослые, чтобы направлять детей в нужное им русло. В большинстве случаев это делается из благих намерений: обезопасить, минимизировать негативный опыт, оградить ребёнка от совершения серьёзных ошибок.

Я за строгие запреты в тех случаях, если есть риск получить серьёзный физический вред, например, не переходить дорогу на красный свет, не прыгать с крыши дома и т. д. В остальном согласна с психологами, которые говорят, что запреты должны быть гибкими, и родителям следует предоставлять ребёнку какую-либо альтернативу сплошным «нельзя»: что-то можно иногда, что-то в исключительных случаях или при определённых условиях. Например, бегать по лужам можно, но только в резиновых сапогах.

Важно, как именно сформулирован и озвучен запрет – доносится ли он в игровой и гибкой или в повелительной форме, также имеет большое значение, есть ли объяснение почему «нельзя», но самое главное и значимое с точки зрения негативных последствий – насколько серьёзное наказание следует за нарушение. Ребёнку надо давать ошибаться (опять же не в катастрофических масштабах), ведь он познаёт мир, узнаёт себя и свои возможности: могу ли я стоять на голове, залезть на дерево, а что будет, если я прыгну в лужу. Это абсолютно нормально и даже необходимо. А строгие запреты и серьёзные наказания приводят к внутренним конфликтам между естественным стремлением к первым «открытиям» в жизни и необходимостью слушаться родителей. И, как следствие, в будущем у ребёнка может возникнуть чувство страха следовать своим желаниям, быть самим собой и готовность делать исключительно то, что говорят.

Последствия запретов

На этом фоне формируются качества, которые могут помешать успешному карьерному и профессиональному развитию: безынициативность, нерешительность, нежелание рисковать и находить пути решения сложных ситуаций.

В принципе, для определённых должностей это совсем не плохо, а на некоторых участках работы, требующих от сотрудников чётко регламентированных действий, даже приветствуется. Такие люди, как правило, склонны к перфекционизму, сверхтребовательны к себе и строго следуют заданным критериям. В нашей компании с таким набором качеств вполне успешно работают линейные сотрудники, занимающиеся сопровождением клиентов в части обновления системы, сопровождения договоров и пр.

Трудности начинаются, если такой человек оказывается на позиции руководителя. Дело в том, что стремление к идеальности и достижению высоких стандартов может быстро перейти в чрезмерную жёсткость в управлении. Также, по примеру родителей, такие руководители иногда доходят не просто до микроменеджмента, а до навязчивого всепоглощающего контроля, находят массу всяких «не», перенесённых из детства: так нельзя, так никто не делает, а ведь управленец должен обладать очень высокой вариативностью, открытым и гибким мышлением. Особенно сейчас, в эпоху стремительного развития, лидеру очень часто необходимо принимать рискованные решения, пробовать, ошибаться, быстро исправлять последствия и делать снова.

Руководитель должен быть открыт новым технологиям, новому опыту, изменениям, перестройкам, а человек, имеющий подсознательные запреты, будет попросту этого бояться, искать поводы для отсрочки или просто бездействовать. Такой руководитель, скорее всего, не сможет вести команду за собой и вперёд, а, более того, может её ещё и тормозить.

Как преодолеть?

Прежде всего, преодоление детских запретов – это глубинная работа над собой. Любой человек, так или иначе, постоянно анализирует свой опыт, и старается двигаться дальше по жизни с учётом своих наблюдений и выводов. Если он увидит цепь определённых событий, негативно сказывающихся на развитии и движении, то, вероятно, сможет найти причину проблем и попытается проработать и исправить ситуацию.

Однако если причина «спрятана» глубоко в подсознании, самостоятельно будет очень трудно найти её и устранить. В этом случае лучше обращаться к психотерапевту, который сможет помочь профессионально. И к такому шагу нужно быть действительно готовым, так как, если проблема глубокая, то процесс работы с ней может быть очень  непростым и болезненным.

Достаточно много людей, которые не готовы предпринимать такие серьёзные меры по устранению проблем и предпочитают уживаться со своими внутренними конфликтами, подавлять и сдерживать свои эмоции, но это, к сожалению,  рано или поздно приводит к нервным и эмоциональным потрясениям, которые могут спровоцировать ещё более серьёзные сложности как на работе, так и в личной жизни.

Чтобы научиться преодолевать детские запреты, нужно научиться быть взрослым – осознавать, что сейчас уже «можно» многое из того, что было «нельзя» в детстве, стремиться управлять собой и собственной жизнью.  Советовать – просто, осуществить – далеко не всегда просто, но, главное, возможно. Сейчас есть большое количество информации, которая может помочь, множество программ по личностному росту и развитию, огромное количество книг. Не буду давать конкретных советов, так как каждый случай сугубо индивидуальный, скажу только, что вселенная обязательно приведёт к решению, если у вас в голове и в душе сформирован конкретный запрос.

По материалам HR-Portal