О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Психология — одна из тех областей, где практически каждый ощущает себя экспертом — ведь речь идёт о том, что знакомо всем! Люди обожают ставить диагнозы и давать советы друзьям и коллегам по работе (чтобы выглядеть умнее).

Но как это случается со всякой «вышедшей в народ» наукой, со временем в общественном сознании укоренилось множество совершенно абсурдных утверждений, в которые почему-то верят все.

1. Если «выпустить пар», сразу полегчает

Мы часто слышим о том, что «если всегда сдерживать гнев, то можно просто свихнуться!»
Такие средства, как избиение специальных кукол, истошный крик в подушку или упражнения с боксёрской грушей многим представляются безопасной и даже полезной альтернативой тому, чтобы высказать самодуру-начальнику всё, что вы о нём думаете.

Идея срывать гнев на неодушевлённых предметах легла в основу многих настоящих терапий. И это выглядит вполне разумно (и безопасно для карьеры).

Однако исследования показали, что все эти способы абсолютно бесполезны. Вымещать злость, даже на неодушевлённых предметах — это не значит избавиться от самой злости. После такого сеанса у человека появляется желание найти повод, чтобы разозлиться ещё больше. Гнев словно «подогревает» сам себя.

Мы все обзаводимся привычками — так уж устроены. Когда вы регулярно совершаете что-то для улучшения самочувствия, то со временем привычка укрепится, и вам будет нужно ещё и ещё. «Катарсис» (чувство освобождения, очищения), который мы переживаем, вымещая гнев, вызывает привыкание не меньшее, чем все остальные вредные привычки. «Выпускать пар», чтобы контролировать гнев, — это все равно что контролировать алкоголизм при помощи водки.

2. Просто верь в себя, и все получится!

Считается, что уверенным в себе детям легче даётся обучение, они заводят больше друзей и впоследствии вырастают более адаптированными к жизни в обществе. «Просто верь в себя!» — подбадривают родители. Побольше уверенности в собственной исключительности, и всё необходимое для прекрасной жизни само упадёт к твоим ногам.

Практически в каждом голливудском фильме из жизни школьников вы найдёте подтверждение этой теории.
Толстые изгои, привыкшие к постоянному глумлению, в результате какого-нибудь события обретают уверенность в себе — как правило, перед важным школьным мероприятием. Одноклассники замечают произошедшие радикальные перемены, у героя вдруг обнаруживается масса дремавших до сих пор талантов, и он моментально становится звездой всей школы.

Эта идея положена в основание бесчисленных тренингов и книг типа «Как добиться успеха в жизни». В каждой из них можно найти утверждение, что уверенность в себе — универсальный ключ к разрешению всех проблем и неурядиц.
Тут мы имеем дело с одним из тех случаев, когда люди путаются в причинно-следственных связях. Вместо утверждения «уверенным в себе детям живётся гораздо лучше, потому что они хорошо учатся и у них много друзей», эти «психологи», поменяв местами следствие и причину, пытаются внушить нам мысль, что «успех приходит к тем, кто уверен в себе». То есть вам предлагается почувствовать себя успешными практически на голом месте, и тогда, по идее, должны подтянуться и настоящие причины такого самоощущения.

Однако, согласно науке, в действительности всё обстоит совершенно иначе. Чрезмерно раздутое самомнение ребёнка приводит только к тому, что он становится агрессивным при любых признаках непризнания своего превосходства. И скорее всего, нередко бывает жестоко разочарован, поскольку события в реальной жизни далеко не всегда развиваются по идеальному сценарию (в то время как у непопулярного толстяка, кстати, уже давно образовался иммунитет к такого рода разочарованиям).

3. Реклама полна тайных сигналов, которые воздействуют на ваше подсознание и манипулируют вашим поведением

Вот уже несколько десятилетий этот миф регулярно всплывает, и каждый раз в новой форме. В 1980-х была популярна идея тайных сигналов и образов (всегда зловещих) в рок-музыке, которые можно было обнаружить, например, прокрутив композицию в обратную сторону. Предполагалось, что подобная музыка даже при обычном прослушивании губительно влияет на подсознание подростков.

Ещё популярней были истории о специальной технологии создания рекламных роликов, где определённые кадры мелькали настолько быстро, что сознательно заметить их было невозможно («25-й кадр»). Эти кадры были рассчитаны на подсознательное восприятие и после их просмотра вы, сами того не понимая, выполняли команды коварных рекламщиков.

Сегодня идея из этой же серии появилась под названием «нейролингвистическое программирование». Она заключается в том, что якобы можно управлять другими людьми, ловко и незаметно вворачивая определённые слова в предложения. Эта теория — ещё одна попытка создать такую форму общения, которая позволила бы магическим образом обходить сознание и манипулировать подсознанием, то есть превратить собеседника в беспомощную марионетку.

Насколько можно судить из имеющихся на сегодняшний день научных данных, ни один из методов «управления подсознанием» не работает. Нет, наш мозг не может воспринимать «перевёрнутые» сообщения. Даже если вы специально проиграете песню задом наперёд, большинство «тайных сообщений», которые вы сумеете уловить, будут плодом вашего воображения. Когда-то было проведено такое исследование: посетителям кинотеатров показывали фильмы с кадрами рекламы Кока-Колы и попкорна, которые были неуловимы на сознательном уровне. Группа, проводившая эксперимент, заявила о необычайном увеличении продаж соответствующих продуктов после таких киносеансов. Однако позже выяснилось, что результаты исследования были сфальсифицированы.

4. Детектор лжи

Что общего у героя популярной телепередачи, человека, обвиняемого в убийстве и претендента на высокий чиновничий пост? Всех их могут проверить на детекторе лжи.

Технологию, позволяющую отделить правду от лжи, начали использовать около века назад. За это время детектор был значительно усовершенствован и стал активно использоваться во всяких телешоу по всему миру. Участники проходят проверку на детекторе лжи и позволяют унижать себя перед многомиллионной аудиторией в надежде выиграть крупную сумму денег.

Проблема детектора лжи видна уже по названию. Оно подразумевает, что машина каким-то образом знает, как выглядит правда и может уловить малейшие признаки несоответствия ей. Конечно, ничего подобного техника делать не умеет. Она просто измеряет ряд физических откликов организма, которые могут означать, что человек говорит неправду.

Научные эксперименты показали, что детектор действительно довольно часто может определить, где правда, а где — нет. Но до точности и надёжности ему ещё очень далеко. В 2003 году этот вопрос тщательно изучила Национальная академия наук (США) и пришла к выводу, что детектором можно распознать ложь лишь немногим точнее, чем методом подбрасывания монетки. А если погрешность машины так высока, то какой в ней вообще тогда смысл? Кроме того, существует множество хитростей, позволяющих обмануть технику. Так что, в определённом смысле, детектор хуже, чем подброшенная монетка. С монеткой вы хоть знаете, что результат — просто случайность. А машина вызывает ложное доверие.

По материалам Adme