О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





В поисках работы вы приступили к составлению «самого лучшего резюме». Потом разместите его на рекрутинговом сайте и станете ждать отклика. Вы действительно верите в успех? Очнитесь. О том, как найти работу в кризис, читайте в статье Руслана Абдрахманова.

Итак, вы без работы. Поздравляю. Не будем анализировать причины. Просто расскажу свой опыт – чтобы вы могли избежать ошибок при поиске и сам поиск был продуктивным и менее затратным.

Наверное, стоит выделить два этапа при поиске работы:
  • этап «Мое резюме самое лучшее, и любой рекрутер хочет его просмотреть»
  • этап «Собеседование со мной – мечта любого рекрутера»
О том, как проходить собеседования, какие вопросы задавать, написана уйма статей и книг. Здесь подробнее остановлюсь на первом этапе, так как считаю, что он – самый сложный. Если же вас пригласили на собеседование, это уже половина успеха для найма.

Вообще работу соискателя на этапе рассылки резюме можно сравнить с «холодными продажами», где цель та же – сделать так, чтобы «вас» купили на встречу, при этом выйти на лицо, принимающее решение, избежав при этом общения с «секретарем-рекрутером».

Ошибка первая: ставить узкоспециализированные цели по поиску работы.

Во всех изданиях по поиску работы пишут, что необходимо ставить перед собой цели на поиск работы – «чем полнее и точно мы опишем свою будущую работу, тем быстрее мы ее найдем». Это работает только в случае, когда таких специалистов, как вы – два человека на всю галактику. В обычной жизни это правило не работает, тем более сейчас. Через что прошел я: руководствовался правилом «больших чисел» – чем больше рассылаешь резюме, тем больше возможностей, что их просмотрят. Это дало свои плоды – в день я делал отклики примерно на 10-15 вакансий в трех разных областях, более-менее подходящих под мои компетенции в трех сферах бизнеса. К сожалению, сейчас просмотр резюме соискателя – всегда на уровне 15% от всех высланных откликов на вакансии. Иными словами, если вы поставите себе узкую цель «найти работу в такой-то профессиональной сфере и не меньше ХХ рублей белого оклада» – вы получите ровно 15% просмотров по своей, первоначально «узкой» цели. Выход – развивать компетенции в разных областях – то есть, проще говоря, учиться, осваивать новые навыки, чтобы обогащать свое резюме и увеличивать свои шансы, чтобы подходить под разные профессиональные области. При этом обязательно нужно увеличивать область поиска, не чураться выходить на новые для себя профессиональные области, выходить за рамки зоны комфорта и бросать вызов будущему. Если отталкиваться от исследований по времени поиска новой работы, то у вас точно будет время, чтобы подтянуть свои знания.

Ошибка вторая: иметь только одно резюме на сайтах поиска работы.

Если хотите найти работу быстрее, то, наткнувшись на подходящую вакансию, не спешите отправлять ординарное резюме. Смотрите требования в описании в вакансии. Вставляйте эти слова в свой опыт работы. Убирайте ненужный опыт работы вплоть до того, что скрывайте несущественный период работы в течение пяти месяцев в «Рога и Копыта» пять лет назад, за который вы точно никаких проектов не успели реализовать. Я не призываю вас врать в резюме, я призываю вас оттачивать резюме под каждый отклик. Конечно же, эта процедура увеличивает время на создание уникального резюме, но при этом увеличивает шанс быть замеченным среди 200-300 кандидатов по резюме.

Ошибка третья: доверять свое трудоустройство исключительно сайтам по поиску работы.

Ни в коем случае не хочу обидеть владельцев подобных ресурсов, но за последнее время они превращаются в сайты поиска секретарей. И чем выше позиция, на которую вы рассчитывали, тем менее вероятно, что вы найдете через подобные сайты работу своей мечты. Отклики просматриваются в 30-40% случаев, количество «пустых» вакансий, служащих для цели набора базы данных резюме кандидатов, очень быстро растет. Выход – регистрироваться на всех доступных ресурсах, задействовать социальные сети, нетворкинг, не ограничиваясь одним способом поиска.

Ошибка четвертая: доверять рекрутерам, что они передадут резюме «куда следует».

Не передадут. В лучшем случае отправят после просмотра по электронной почте заказчику вакансии внутри компании, и оно потеряется среди 200-300 соискателей. Допустим, вы добились того, что ваше резюме получено (просмотрено) рекрутером компании. Не будьте настолько наивны, что он его внимательно изучит и пригласит на собеседование, так как:

  • Рекрутер может не понимать цели и задачи поиска того или иного специалиста. Конечно, в его задачи входит «попытать» внутреннего заказчика при опубликовании вакансии, но чаще всего он этого не делает. На него сваливают задачу поиска сотрудника такого вот отдела со словами: «Ну... это, чтобы умел это и это, и по деньгам был не дороже, чем Х». Конечно, во многих компаниях есть «заявки на подбор персонала». Но собственный опыт мне говорит о том, что заполняются они из рук вон плохо: «Знание Excel, лидерские качества, умение работать в команде…». Под такое описание подпадает большая часть населения. И при этом, все вышеперечисленные критерии и компетенции напрочь забываются при просмотре претендентов по резюме. В качестве первой составляющей «идеального» кандидата выходит критерий «по деньгам не дороже, чем Х рублей». Специалисту отдела подбора становится проще искать только по одному критерию зарплаты будущего сотрудника. В итоге – сразу в отсев идут кандидаты, чей доход хоть на 100 рублей выше, чем в заявке на подбор. Выход – не писать зарплату в резюме. Если напишете – уменьшите и так маленький поток просмотров. Напишете ниже своего уровня – получите работу ниже своего уровня. Можно говорить, что рекрутер оказывает «медвежью услугу» своей компании, привлекая на работу дешевого специалиста.
  • Рекрутер достаточно слабо осведомлен о специфичном опыте, который, может быть, есть только у вас, как у единственного на рынке. Например, вы работали в McKinsey старшим партнером, но рекрутер просто может не знать, что это за компания. Ему проще пригласить на очное собеседование соискателя с опытом из «ООО Ромашка», но на 100 рублей дешевле. К сожалению, в кризис у специалистов отдела подбора прибавилось работы, и вдаваться в весомый опыт им не интересно. Да и посмотрите стоимость сотрудника на подбор – разве за такие деньги компании могут позволить себе специалиста, который будет всматриваться в каждое резюме?
Пример. Дозвонившись до рекрутера одной страховой компании (уже после того, как он отказал мне в собеседовании), обнаружил, что рекрутер отказала в очном собеседовании из-за того, что не увидела в моем резюме интересующий опыт работы – «у вас нет опыта работы в страховании». Ну, виноват, конечно же, был я, так как наивно полагал, что рекрутер знает хотя бы элементарный английский, и перевод слова «Insurance company of…» не потребуется. Рекрутеру-то все равно, что это компания мирового бренда и на русский язык она не переводится. Ей бы кандидата «чем дешевле, тем лучше».

Мне кажется, что сейчас сотрудники службы подбора превратились в подобие «автоматов» по приему резюме, цель которых просто перенаправить кандидата, хотя бы формально отвечающего поставленным требованиям. В этом случае задача соискателя – сделать так, чтобы именно ваш отклик был замечен. Рекомендация только одна: отправив резюме, описать в сопроводительном письме два-три предложения про ваш обширный опыт в формате ценностных слов из описания вакансии, через 15 минут набрать рекрутера (номера телефонов службы персонала, а также актуальные вакансии публикуют на сайте компании – заказчика). Если человек пошел на контакт – уже хорошо. Цель – заставить его просмотреть ваше резюме под тем или иным предлогом. Не соединяют? Можно просто спросить, кто занимается той или иной вакансией, потом найти человека в социальных сетях и установить контакт с ним там.

Ошибка пятая: думать, что вы один такой хороший.

Самая главная ошибка. Поверьте, таких как вы – много. Если рекрутер не знает, что есть на рынке, ему до ваших MBA, как бы это… все равно. Частая ошибка – отправить резюме и ждать. Резюме, если оно даже составлено очень грамотно, и даже просмотрено, может просто быть в пачке таких же красивых резюме. Нужно напоминать о себе, звонить. «Мы перезвоним вам в случае, если ваше резюме нас заинтересует» – стандартная отговорка-возражение. Продавайте себя на встречу, если хотите работать в этой компании. Если же не хотите – зачем вы направляли резюме?

По материалам E-xecutive.ru