О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах



О том, каковы перспективы развития бизнес-образования в России, какие инновации применяются для подготовки высших управленческих кадров, шла речь 1 февраля в ходе круглого стола «Роль и место бизнес-образования в модернизационных процессах современной России». Его организаторами выступили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО) и компания Begin Group.

Еще некоторое время назад академическое и бизнес-сообщество искало пути эффективного взаимодействия в условиях экономического кризиса. Однако уже сейчас ситуация изменилась. Согласно оценке Центра исследований и аналитики Amplua Insights компании «Амплуа», в 2011 году объем рынка бизнес-образования будет, вероятно, даже больше, чем был до кризиса. При этом вузы, бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые компании, независимые коучи сталкиваются с новыми задачами и проблемами. Меняются критерии успешности работы бизнес-школ и подходы к оценке работодателей: от них ждут прикладных исследований, бизнес-консультирования,  современных методик и методов обучения. Меняется роль государства в программах подготовки кадров для субъектов бизнеса. Образовательное сообщество ищет новые способы продвижения бизнес-программ, в том числе в регионы. Об этих и других проблемах говорили участники круглого стола.

Наталья Толстая, управляющий партнер компании «Амплуа», рассказала о современных тенденциях корпоративного обучения:

- Что сегодня происходит на рынке? Бюджеты у компаний в целом восстановились. Но если раньше они тратились достаточно бездумно, то сейчас компании очень вдумчиво относятся к пониманию бизнес-заказов и к тому, что они покупают у тренинговых компаний, у бизнес-школ и других поставщиков образовательных услуг. Становится более вероятно появление новых моделей и подходов в обучении в бизнес-школах.

В числе провайдеров обучения, относящихся не к вузам и бизнес-школам, а к консалтинговым и тренинговым компаниям, с инновациями очень плохо, при том что рынок хочет этого. Инновации открывают совершенно другой уровень возможностей и методологии в обучении. Стали очень востребованы программы развития кадрового резерва, их начали пересматривать и реформировать. Это направление еще некоторое время будет оставаться востребованным и интересным. Значительно вырос и еще будет расти спрос на услуги внешних коучей. Еще одна актуальная и серьезная тема – пересмотр подхода к лидерству в компаниях.  Если раньше лидер рассматривался как человек, стоящий сверху, потом появились неформальные лидеры, то сегодня компании пришли к выводу, что лидерство – сквозная компетенция, важная для всех. Возможно, в соответствии с этим должны быть расставлены акценты в программах МВА.

Что касается e-learning и дистанционного обучения, то тема эта в нашей стране развивается недостаточно быстро. Сейчас уже более-менее изучили технологии и стали их применять,  работать над их эффективностью и более качественным внедрением. Растет популярность вебинаров, как открытых, так и корпоративных. Очень важная тема – управление знаниями: как их сохранить, если человек уходит из компании, как сделать так, чтобы знания оставались активным ресурсом. Массовая тенденция – сокращение обучения по времени. Полдневный тренинг уже ни для кого не редкость. Компании стремятся к индивидуализации обучения своих сотрудников, стали обращать внимание на такие ресурсы человека, как возможности памяти, внимания. Компании сегодня высказывают готовность взаимодействовать с вузами, развивать партнерские программы.

Игорь Столяров, генеральный директор Московского фонда подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, рассказал о городских системах подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства:

- Модернизация в образовании – вопрос очень актуальный и интересный. На мой взгляд, тут надо руководствоваться главным принципом, как в медицине, – не навреди. Зачастую те предложения, которые исходят от образовательных учреждений, носят коньюнктурный характер. Учебные заведения соревнуются за количество обученных, за те средства, которые получают. Однако при этом очень много учебных заведений в противовес тренинговым компаниям и бизнес-центрам дают очень основательные знания. Я говорю так, ссылаясь на довольно весомый объем наших исследований: Московский фонд подготовки кадров уже 16 лет участвует в разработке различных программ, связанных с бизнес-образованием.

Сегодня это две основные программы: городская целевая программа, которая направлена на стимулирование деловой активности путем образовательной поддержки предпринимателей, и Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций города Москвы. Цель образования – получить знания, но участники наших программ не всегда ставят на первое место именно ее. Если говорить о городской целевой программе, то речь здесь идет о том, чтобы актуализировать свои знания. В Президентской программе приоритетом является установка деловых связей, коммуникаций, получение возможности продвигать свой бизнес на практическом уровне.

Безусловно, без инновационных принципов мы не могли бы создать систему, которая отвечает потребностям рыночной экономики, малого и среднего бизнеса. Все мы знаем, что первым принципом обучения является  научность. В бизнес-образовании мы ставим первым принципом практикоориентированный подход. Приходя на короткие программы, люди хотят получить практические навыки. И еще один принцип – использование рыночных механизмов организации бизнес-образования: мы частично привлекаем финансовые возможности слушателя и ряда учебных заведений.

Порядка 20% в системе подготовки кадров в Москве – это начинающие предприниматели, молодежь, учащиеся колледжей, вузов, все те, кто хочет открыть свой бизнес. Для них мы, в том числе, организуем обучение по программам МВА, которое, надо отметить, очень востребовано:  конкурс до 4 человек на место. Еще одно направление, которое мы сохраняем и развиваем, – это зарубежные стажировки. Половину оплачивает государство, половину – слушатель. Государств, с которыми мы наладили контакты, более 30. Наиболее востребованные  страны – это Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Япония. Наши предприниматели едут за границу не только посмотреть мир, но и получить новые знания, чтобы претворить их в жизнь.

В 2010 году в рамках городской целевой программы нами обучено 16 860 человек из почти 3 млн, занимающихся малым и средним бизнесом. Мы работаем над внедрением в школах курса «Основы предпринимательской деятельности», что сопровождается съемкой фильмов для телеканала «Школьник ТВ»: учителя благодаря этому имеют методический материал. По Президентской программе в 2010 году обучились 418 человек. Среди них есть уже занявшие высокие посты в Москве. Это результат нашей работы.

Маргарита Иванова, независимый бизнес-тренер, отметила, каким навыкам необходимо обучать в школах и вузах:

- Необходимо осмыслить проблему: почему после окончания вузов выпускники не обладают требуемыми навыками и их приходится переучивать внутри компании? В школах и вузах мы всегда работаем индивидуально, а в компаниях требуем навыков командной работы. Институты должны «пропитывать» свои дисциплины такими навыками, как умение работать в команде, развитие системного мышления, развитие умения видеть конечный результат. Для того чтобы учить этому студентов, надо в первую очередь обучить преподавателей вузов. 

Евгения Богатова, генеральный директор компаний «Русское Золото», председатель контрольно-ревизионной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, высказала положения, которые могут быть полезны представителям бизнес-образования для выстраивания программ:

- Современный руководитель работает в условиях жесткого прессинга. Это информационный поток, это психологические перегрузки, это административное и рыночное давление. В этих условиях руководитель постоянно испытывает потребность в том, чтобы фильтровать и анализировать в максимально короткое время полезную информацию. Руководитель должен постоянно обновлять знания в тех новых направлениях, которые появляются на рынке, чтобы использовать их для своего бизнеса. Руководитель должен отрабатывать контакты (взаимоотношения между людьми, которые возникают и внутри коллектива, и вне его), причем делать это безопасно для собственного психологического и физического состояния, социального статуса и личной жизни. Вокруг этих трех моментов все крутится, и человек думает: ради чего бы я оторвался и пошел бы чему-нибудь обучился?

Однозначно есть потребность в том, чтобы в короткий, сжатый промежуток времени получить по максимуму информацию о возможностях использования информационных технологий в своем бизнесе. Однако пока никто не берется взять на себя работу по обобщению и доступному освещению всех существующих продуктов. Второе – это возможности Интернета для продвижения продукции, формирования имиджа компании. Руководитель должен понимать, какие возможности предоставляет Интернет, как это можно сделать с минимальными бюджетами и как правильно наладить работу сотрудников, чтобы они эффективно взаимодействовали с теми техническими специалистами, которые будут помогать это делать. Третий момент, который также требует обобщения информации и правильной ее подачи, – это программы мотивации. Это не только научный, но и прикладной вопрос: как мотивировать руководителя высшего звена, когда работают опционы, как их применять, как мотивировать отдел продаж и так далее. Обзор наиболее эффективных практик по системам мотивации – в этом есть большая потребность.

Еще один неразвитый образовательный блок – взаимоотношения между бизнесом и государством. Существует целый набор инструментов, накопленных отечественным и мировым опытом, для цивилизованного взаимодействия бизнеса и государства, формирования коммуникаций с чиновниками. Люди должны знать, как это делать. Все эти блоки можно вставлять в классические предметы – менеджмент, маркетинг. Но есть еще три блока, которые должны выделяться в отдельные практикумы или семинары. Это те вещи, без которых руководитель не обходится. Первое – это умение принимать решения (при этом основываясь на трех китах: своих знаниях, опыте и интуиции), контролировать их исполнение и корректировать, если допущены ошибки. Второе – умение противостоять стрессам, сохранять энергию, предотвращать синдром выгорания. Третье – это умение общаться с подчиненными, партнерами, акционерами, государством, умение развивать связи и поддерживать их. Общение формирует 70% успеха бизнеса. Руководителя нужно убеждать учиться, рассказывать, как полученные им новые знания улучшат его бизнес.

Светлана Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению МЭСИ, рассказала об организационно-правовых изменениях в системе образования и о том, как они отразятся на подготовке кадров, которые в конце концов получит бизнес:

- Проблемы модернизации образования сегодня невозможно рассматривать, обойдя стороной готовящийся новый закон. Его широко обсуждает академическая общественность, но к его обсуждению необходимо привлечь бизнес-сообщество и все гражданское общество. Предпосылки к появлению нового закона – это социально экономические изменения, глобализация экономики, присоединение России к Болонскому процессу. МЭСИ уже подготовил около 300 замечаний и поправок к интегрированному закону в той редакции, в какой он был размещен на сайте Министерства образования и науки.

В первую очередь хочется отметить перегруженность закона. Можно ли будет руководствоваться документом, объем которого составляет 250 страниц? Нет, конечно. Проработав все нормы и участвуя в обсуждениях, которые проводились на протяжении двух месяцев различными структурами и общественными организациями, мы отмечаем, что проект необходимо перерабатывать и делать удобным для использования. Предложенные положения закона не соответствуют нашему действующему законодательству, гражданскому, налоговому, бюджетному кодексу. Непонятно, как мы в дальнейшем будем этим законом руководствоваться, если он уже сегодня вступает в конфронтацию с отдельными положениями других отраслей права. Многие термины, которые используются образовательным сообществом, не нашли отражения в новом законопроекте. Не определен статус субъектов образовательной деятельности, так же как не совсем понятно, что же такое сегодня сама система образования в России.

Совершенно меняются статусы образовательных учреждений и подходы к их определению, что потребует значительных финансовых вложений в изменение уже существующих субъектов образовательной деятельности. По данным Минобрнауки, порядка 3000 вузов и их структурных подразделений вовлечены в процесс изменения своего правового положения. В готовящемся законопроекте не нашли отражения те тренды, которые сегодня есть в европейской системе образования. МЭСИ подготовил корректировки, пожелания, изменения ко всем нормам. Кроме того, мы рассмотрели, как этот закон будет отвечать развитию современного общества, технологических возможностей, информационно-коммуникационных технологий.

Нельзя рассматривать сегодня учебное заведение лишь как организатора учебного процесса. Это бизнес-структура, которая нуждается в современных методах управления, это тоже должно быть предусмотрено в отдельных разделах, но пока этого нет. Много неясных вопросов по электронным библиотекам. Не нашла отражения уровневая подготовка: если мы сейчас приравняем магистерскую программу второго уровня высшего образования к МВА, как это сейчас предлагает законопроект, наступит конец бизнес-образования. Эти вопросы требуют обсуждения всего образовательного сообщества, которое может и должно повлиять на законопроект.

Наталья Зунина, преподаватель ИМП МЭСИ и ГУУ, руководитель направления HR-консалтинга ЗАО «БОСС. Кадровые системы», рассказала об особенностях современного бизнес-образования:

- Новая парадигма управленческого образования меняется от преподавания к обучению, от экспертных строгих суждений к практическим примерам, от передачи знаний к их поиску. Бизнес-школы должны являться актуальным фильтром, который поможет руководителю, пришедшему  на обучение, сориентироваться в том море информации, которая существует и которая должна быть эффективна и полезна. Управление персоналом – приоритетное направление не только в работе государства, но и в работе каждого руководителя. Сегодня руководитель должен владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, уметь  взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

Сегодня автоматизированные системы управления персоналом являются для определенных организаций теми инновационными кадровыми технологиями, которые действительно помогут решить вопросы. Согласно исследованию компании «БОСС. Кадровые системы», внедрение автоматизированной системы управления персоналом обеспечивает сокращение доли рутинного делопроизводства на 40% и высвобождает на 30% больше времени для анализа ситуаций и выработки решений. Современные ИКТ работают уже не только на операционном, но и на тактическом и стратегическом уровне. Говоря об обучении руководителей, я бы хотела отметить важность использования в образовательном процессе передовых информационных систем, в том числе HRMS-систем. Таким образом мы получим выпускников, которые уже знают возможности современных программных средств – бизнес сейчас это требует.

Безусловно, столь широкий спектр тем не удалось осветить в ходе двухчасового мероприятия: обсуждение продолжится на одноименном круглом столе 7 сентября 2011 года в рамках выставки Begin Group. Все участники первой встречи сошлись в одном: «Система бизнес-образования должна быть направлена на развитие современной экономики, основанной на знаниях». Практикоориентированность, использование инновационных принципов, технологий, методик и методов обучения, сокращение времени обучения – таковы сегодня ожидания слушателей бизнес-программ и именно их должны стремиться оправдать провайдеры бизнес-образования.