О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





Почему россияне массово проходят бесплатные онлайн-курсы? Могут ли MOOC помочь в карьере? Зачем менеджеры выкладывают сертификаты об окончании MOOC в LinkedIn?

Создатели Coursera вдохновляются тем, что видят мир таким, где любой может трансформировать свою жизнь, получив доступ к самому лучшему обучению в мире. С этого начала свой рассказ Дафна Коллер, сооснователь Coursera, на международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch, прошедшей в Москве в сентябре 2015 года. Согласно исследованиям, проведенным Coursera, самая большая категория пользователей MOOC (massive open online courses) – те, кто строит карьеру. Согласитесь, ведь это просто сказка: получить знания бесплатно или за символическую сумму, сертификат и… лучшую работу. Давайте, примерим на себя роль потенциального слушателя MOOC.

Сейчас у Coursera – одной из наиболее популярных образовательных платформ в мире – 126 университетов-партнеров из 86 стран, которые предлагают более 1300 курсов для 15 млн учащихся. Кто является потребителем образовательных продуктов Coursera с географической точки зрения? Это люди по всему миру, в том числе 31% – из Северной Америки (США, Канада), 9% – из Латинской Америки, 4% – Африки, 27% – из Европы, 27% – из Азии.

Как насчет России? Эта аудитория – одна из самых быстрорастущих, отмечает Дафна. Сегодня 350 тыс. обучающихся на Coursera говорят по-русски, из них 50 тыс. – не из России. В российской аудитории превалирует мужской пол. Средний возраст 36-38 лет, но если смотреть шире, то возрастной диапазон в среднем – от 25 до 65 лет. Среди слушателей достаточно студентов и крайне мало тех, у кого вовсе нет высшего образования. Отличительно и то, что среди российских слушателей гораздо меньше безработных, чем в других странах. Среди пользователей MOOC больше всего тех, кто строит карьеру. Многие из них они уже имеют и высшее образование, и работу.

Итак, вы решили, что вам такое обучение подойдет? Тогда настройтесь на серьезный лад. На бесплатных онлайн-курсах обучаться ничуть не легче, чем в аудитории – придется много работать над собой. Вот шесть советов, которые помогут вам получить от MOOC максимум пользы.

1. Определите, зачем вам нужен онлайн-курс


Зачем россияне тянутся к онлайн-знаниям? Что они ищут на Coursera? Одни стремятся улучшить свои знания и заполнить пробелы, чтобы попасть в учебное заведение с соответствующими требованиями. Другие хотят нарастить знания, расширить свои горизонты. Если смотреть на этот показатель в цифрах, то 63% изучают курсы, соответствующие их основным знаниям и направлению деятельности. 49% выбирают курсы, соответствующие тому, что они хотят изучать дальше. 31% стремятся освежить имеющиеся у них знания. 18% сказали, что обучение увеличило их перспективы попасть в учебное заведение.

2. Поймите, что именно вы хотите получить от обучения


91% наших современников меняют работу с периодичностью в 3-4 года, и новая должность, как правило, требует от них новых навыков. Помогают ли им MOOC в достижении карьерных целей? Согласно опросам Coursera, 45% россиян отвечают, что помощь курсов была весомой.

52% российских слушателей – это те, кто рассматривает карьеру как самую главную самомотивацию для обучения. Большая часть их интересов сконцентрирована в сфере IT, в экономике и бизнесе. Это основная масса тех, кто в итоге оканчивает курсы.

3. Найдите тот курс, который будет вам действительно полезен

MOOC-платформы стараются реагировать на запросы рынка. Например, в октябре 2015 года Coursera запустила 12 специализаций в области IT. Связано это с тем, что рынок IT стремительно растет, а специалистов не хватает уже сегодня. Также там можно найти курсы для достаточно новых специальностей – например, исследователь социальных сетей.

4. Дойдите до конца


30-40% людей, обучающихся на Coursera, получают сертификаты об обучении, которые дают им возможность подтвердить их способности в глазах работодателей, говорит Дафна. Но даже если сертификат вам и не нужен – разве не жаль впустую потраченного времени, чтобы все бросить на полпути?

5. Получите сертификат и выложите его в соцсети

Со слов Коллер, 70% окончивших обучение выкладывают сертификаты в LinkedIn. «Подобные манипуляции среди пользователей площадки стали настолько популярны, что уже через полгода после того как соцсеть предоставила своим юзерам эту возможность, Coursera оказалась на втором месте среди всех сертификационных провайдеров (на первом месте был Microsoft, и это с учетом того, что Microsoft выдает сертификаты уже 25 лет, а Coursera начала это делать около 2 лет назад)», - говорит она. Каков отклик работодателей, спросите вы? Согласно исследованию университета Duke, 75% работодателей из различных сфер бизнеса при принятии решения по найму признают старания студента в изучении MOOC.

Как компании мотивировать своих сотрудников к профессиональному развитию? В пример того, как образование работает на развитие рабочей силы, Дафна Коллер привела Сингапур. Руководство страны сконцентировало свое внимание на улучшении образования у руководителей стартапов. Они начали с курсов по науке о данных от Университета Джона Хопкинса на Coursera и сказали, что будут оплачивать сертификационные расходы и давать денежный бонус любому гражданину Сингапура, который окончил этот курс. В чем была фишка? Прежде всего, платили только за успех. Естественно, это стало очень серьезным мотиватором, чтобы пройти обучение до конца. В рамках этого примера, из тех, кто зарегистрировался на курс, обучение прошли более 95% человек.

6. Обратите внимание на другие курсы, программы

Например, Coursera объявила, что осенью 2015 года запустит Global Skills Initiative – партнерскую программу в сотрудничестве с крупнейшими финансовыми и технологическими корпорациями, в числе которых CISCO, Microsoft, UBS и др. Это будут курсы, ориентированные на профессиональное развитие и тренировку навыков и призванные уменьшить разрыв между возможностями академического образования и потребностями рынка. Площадка обещает оставить курсы бесплатными и взимать плату только за сертификат. К тому же компании-партнеры смогут отслеживать наиболее успешных слушателей, чтобы потом сделать им job offer.

Отдельные MOOC дадут вам знания и навыки, но ограниченные – лишь в рамках каждого конкретного курса. Что делать менеджеру, который хочет получить расширенные знания – MBA уровня? Посмотреть, что еще предлагает образовательная платформа. Например, Coursera и Университет Иллинойса заявили о запуске iMBA – полностью онлайновой программы, аналоге офлайновой программы по магистерскому бизнес администрированию. Ближайший старт программы – весной 2016 года. В чем плюсы iMBA? Во-первых, вы сможете обучаться из любой точки мира, где есть доступ к интернету. Во-вторых, это, конечно, уже не бесплатно, но вы хорошо сэкономите. Стоимость прохождения составит приблизительно $20 тыс., в то время как, например, цена за обучение по программе full-time MBA в Университете Иллинойса для иностранцев составляет почти $33 тыс. В-третьих, вы сможете составить свою программу обучения, выбрав из целого ряда специализаций. Чтобы получить полноценное MBA образование, вам нужно будет выбрать шесть специализаций. В комплект дисциплин входит изучение предпринимательства, инноваций, стратегического менеджмента, цифрового маркетинга и т.д. Обучение будет строиться на решении кейсов, просмотре интерактивных лекций, работе над проектами, активном участии в обсуждениях. «Это не просто последовательность курсов. Они связаны между собой и приводят к конечному проекту, в рамках которого слушатели будут применять полученные навыки в решении конкретных задач», - говорит Коллер.

7. Если не знаете иностранного языка – ищите курсы на русском

Незнание иностранного языка сегодня перестает быть преградой для изучения MOOC. Выяснив, что локальные студенты предпочитают локальные институты, Coursera стала искать сотрудничество с российскими топовыми вузами. На данный момент у платформы есть 37 курсов, представленных на русском языке или с русскими субтитрами. Прежде сотрудничество велось с тремя ведущими российскими вузами: МФТИ, НИУ ВШЭ и СПбГУ. Теперь список вузов-партнеров расширился еще на три: Томский государственный университет, Новосибирский государственный университет и МИФИ. А значит, и учебного контента на русском языке будет еще больше.

По материалам E-xecutive.ru