О ПРОЕКТЕ
ВСЕ ПРОЕКТЫ HH
Регистрация компании
Заявка на грант Повысить зарплату Поможем выбрать курс Регистрация карьериста
во всех городах





В последнее время можно встретить множество публикаций, где рассматриваются преимущества и недостатки очного и дистанционного форматов обучения. А как рационально совместить эти две формы? Предлагаем пять рекомендаций о том, как совместить очное обучение с электронным.

Задача смешанного обучения

Что такое смешанное обучение и для чего оно нужно? Смешанное обучение (blended learning) — это комбинирование очного и электронного форматов для достижения максимальной эффективности образовательного процесса.

Примем за аксиому, что очный формат эффективней, чем электронный. Его результативность достигается за счёт присутствия тренера, групповой динамики, а главное — благодаря возможности индивидуально поработать с каждым обучаемым.

Электронный формат менее эффективен, но незаменим в тех случаях, когда стоит задача массового обучения. Тогда он выступает в роли дополнения очного формата и позволяет продлить и поддержать образовательный процесс до очного тренинга и после него. Это мы и будем называть смешанным обучением.

Виртуальный тренер

Ключевой фигурой в процессе обучения является тренер или, в академическом секторе, преподаватель. В смешанном обучении особенно важно, чтобы тренер не менялся при переходе от одного формата к другому. На практике это выглядит так: до того, как люди придут на лекцию или очный тренинг, они знакомятся с тренером виртуально — скажем, с помощью видеолекции на сайте. Дополнительным преимуществом станут интерактивные возможности виртуального знакомства, где пользователь сможет взаимодействовать с тренером до того, как встретиться с ним лично.

На этапе очного обучения пользователь встречает уже как будто знакомого ему человека, с которым он уже наладил контакт, пусть и виртуально. После окончания тренинга он продолжает взаимодействовать с преподавателем виртуально, то есть фигура тренера как носителя знаний органично интегрируется в электронный формат, «продлевая» эффект от личного взаимодействия.

Баланс теории и практики

Как правило, очень много времени на очных тренингах уходит на изложение теоретической части материала. Для оптимизации обучающего процесса уместно использовать так называемый принцип «перевёрнутой классной комнаты», когда на очной встрече идет отработка той теории, которую пользователи получили заранее в виде интерактивных кейсов или обучающего курса от виртуального тренера. Самое главное в этой технологии — это не передача теоретической информации в ходе тренинга, а её практическое освоение.

Например, обучающиеся за месяц до тренинга получают ссылку на электронный курс, где тренер, которого они впоследствии увидят на тренинге, приветствует их, даёт интерактивные задания, осуществляет их проверку. Затем все обучающиеся объединяются в виртуальные группы для удалённой работы по решению кейсов. Очевидно, что к моменту, когда они все приедут на очный тренинг, они уже будут знакомы, освоят теоретический материал и смогут использовать драгоценное время личной встречи для отработки того, что удаленно изучить трудно или невозможно.

Социальное взаимодействие вне очного тренинга

Социальное взаимодействие — один из мощных инструментов обучения. Лучше всего люди учатся тогда, когда делают что-то вместе. Поэтому работа в команде активно применяется на очных тренингах в виде различных групповых заданий.

Современные электронные средства взаимодействия позволяют запустить социальные механизмы задолго до тренинга. Электронная составляющая смешанного обучения может включать в себя кейсы, которые участники решают коллективно, разделившись на группы. Способом взаимодействия в данном случае может быть обычный чат в в любом мессенджере, форум, рассылка или любой другой удобный сервис.

Приезжая на очный тренинг, участники встречают сокурсников, с которыми они уже успели сработаться. Нет нужды тратить время на знакомство и «разогрев», можно сразу приступить к практическим заданиям в психологически комфортной обстановке.

Социальная активность во время очного тренинга также может сопровождаться электронной составляющей, например, симуляцией, моделирующей бизнес-процессы компании на экране компьютера.

Сплотившись на тренинге, команды продолжают поддерживать контакт и после него. После тренинга происходит самое важное — люди начинают применять в жизни то, что они изучили в теории. Обычно на этом этапе возникают первые трудности: проблемы с внедрением новых алгоритмов работы, перестройкой под новые навыки… Социальное взаимодействие после тренинга с сокурсниками и тренером позволяет встроить полученные навыки в рабочий процесс с минимальными потерями.

Оптимизировать систему социального взаимодействия можно, расширив корпоративный чат до группы или полноценной площадки с возможностью публикации тематического контента, достижений пользователей и полезных материалов от тренера.

Если каждый участник каждый день будет публиковать отчёт о внедрении изученных на тренинге механизмов, это позволит зафиксировать и поддержать интерес к общению после тренинга.

Командные симуляции

Командные симуляции — это способ привнести сложные электронные курсы в очный процесс обучения. Использование компьютерной игры для обучения может быть разделено на несколько этапов: игровой виртуальный процесс до очного тренинга, разбор полетов очно со всеми участниками и завершение командной симуляции глобальным онлайн-кейсом.

Создание компьютерной симуляции, конечно, потребует достаточно больших инвестиций времени и средств в её разработку, однако затем этот инструмент можно использовать сколь угодно долго без ограничений.

Дополнительным преимуществом такого подхода является то, что играя в симуляцию до тренинга, слушатели достигают этапа «осознанной некомпетенции» согласно модели Колба: осознают свои слабые стороны, формируют вопросы. Неудивительно, что на тренинге их вовлечённость и продуктивность существенно возрастает.

По материалам Newtonew